Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Деревянная игрушка в собрании СПГИХМЗ (стр.2) |
Во второй половине 1920-1930-х годов в результате коллективных творческих исканий окончательно сложился образ массовой промысловой матрешки, ее подчеркнуто декоративный характер стал своего рода формой выражения представлений о национальной красоте, гармонии бытия – широколицая, румяная, улыбающаяся женщина, подчеркнуто округлых форм, наряженная в праздничный костюм и узорный платок.
Особый интерес представляет серия матрешек и кукольных головок, выполненных В.И.Соколовым (художник, разработчик образцов игрушек, заведующий художественно-столярной мастерской мастерской) и разработанная им по заказу местного филиала Ассоциации художников революционной России (1925-1930). Значительная часть работ художника имела сатирическую антирелигиозную направленность, что отвечало запросам социально-политической жизни молодой советской страны.
|
9. Матрёшка «Боярин». Автор Вл.И.Соколов. 1930 г.
|
10. Матрёшки-неваляшки. Автор В.И.Соколов. Конец 1920-х – начало 1930-х гг.
|
11. Матрёшка-укладка «Матрёшка с кеглями». Автор В.И.Соколов. 1933 г.
|
12. Игрушки «Пирамидка», «Дудочка», «Шар», «Гриб». 1930-е гг.
|
В 1947 оду в Загорске была открыта фабрика «Деревянная игрушка» (с 1959 года «Фабрика игрушек и культтоваров»), ее главной задачей являлось объединение мастеров-«надомников», из семей потомственных игрушечников, сохранивших уникальный опыт, навыки мастерства. В музее представлены уникальные токарные произведения этих мастеров – кукольная посуда, детские песочные наборы, пирамидки, грибки, бирюльки.
В состав коллекции музея вошли также матрешки, изготовленные в Загорских художественно-производственных мастерских в 1960-1980-е годы.
13. Бирюльки. Автор П.П. Березин. 1960-е гг.
|
14. Игрушки токарные. Автор М.А.Ушатов. 1960-е гг.
|
15. Футляр «Богатырь». Автор М.А.Ушатов (токарная работа) и А.В.Власов (роспись). 1970-е гг.
|
16. Матрёшка «Пожарник», «Красноармейцы». Автор В.А.Седова. 1970-е гг.
|
С сергиевопосадским игрушечным промыслом неразрывно связано производство игрушек в с. Богородское. Музейная коллекция богородской резной пластики одна из наиболее полных в стране. Она включает игрушки, скульптуры, скульптурные композиции и насчитывает около четырех тысяч экспонатов.
В начале ХIX века в Богородском изготавливали игрушки «самой грубой, несовершенной конструкции», которые как правило окрашивались в Сергиевском Посаде. Постепенно в Богородском сложился самостоятельный художественный стиль.
Резьба выполняется быстро «с маху», крупными и мелкими порезками. Для усиления эмоциональной выразительности образов, их занимательности часто делают отдельные детали фигур подвижными, укрепляя их на пружинке, используя нехитрые способы с применением кнопок, раздвижных планок и баланса.
Острой наблюдательностью, виртуозностью исполнения отмечены игрушки-скульптуры, посвященные крестьянскому быту и важным событиям современности. Так, военные победы русской армии в ХIX столетии принесли в богородскую пластику образы военных в различных мундирах, наборы солдатиков, всадников, сцены, посвященные эпизодам русско-турецкой компании.
Благодаря земству большое распространение на промысле получили заграничные образцы игрушек с движением, которые были удачно адаптированы местными резчиками: знаменитые «кузнецы», «куры на кругу», «медведи-дергуны», разводы» «пастух со своим стадом» и «солдаты» (игрушки на раздвижных планках).
Перед Первой мировой войной ведущие резчики объединились в Кустарную игрушечно-резную артель, которая в 1923 году возобновила свою работу под названием «Богородский резчик». В 1930-е годы богородская пластика обогащается жанровыми сюжетами иллюстративно-повествовательного характера, например, игрушка-развод В.Т.Полинов «Хозяйство» или выполненными по мотивам сказок – А.Ф. Балаев «Заюшкина избушка» Г.М.Шишкин «Серенький козлик».
17. Игрушка «Кузнецы». Начало XX в. д. Богородское
|
18. Игрушка-развод «Хозяйство». Автор В.Т.Полинов. 1938 г. д. Богородское
|
|