Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Коллекции музея


Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
  • иконы XIV – XVII вв.
  • иконы XVIII – XIX вв.
  • 2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
  • золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
  • золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
  • европейское серебро XIV – XIX вв.
  • 3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости) XI – начала XX в.
  • мелкая пластика XI – XVII вв.
  • мелкая пластика XVIII – начала XX в.
  • троицкие эмали XVIII – начала XX в.
  • 4.Древнее оружие

    5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
  • лицевое и орнаментальное шитье
  • золотое и серебряное кружево
  • ткани
  • 6. Живопись XVIII - XXI вв.
  • живопись XVIII - XIX вв.
  • живопись XX - XXI вв.
  • II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
    III.Графика XVIII-ХХ вв.
    IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
    V.Нумизматика
    VI.
    Фалеристика
    VII.Фотография
    VIII.Археологическая коллекция

    IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
    1. Художественное дерево
  • народная резьба и роспись по дереву
  • деревянная игрушка
  • домовая резьба Сергиева Посада
  • абрамцевско-кудринская резьба
  • хохломская и городецкая роспись
  • 2. Художественный текстиль
  • вышивка и ткачество
  • набойка и кружево
  • русские шали
  • народный костюм
  • народная одежда
  • ситцевые платки
  • 3. Художественные керамика и стекло
  • керамика и стекло XVIII - XIXвв.
  • керамика и стекло XX - XXIвв.
  • гончарные изделия
  • глиняная игрушка
  • 4.Художественный металл  
  • художественный металл XVII – XIX вв.
  • художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
  • ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
  • 5.Резьба по камню и кости    
  • чукотское искусство резьбы по кости
  • 6. Художественные лаки
  • роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
  • роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
  • X.Краеведческая коллекция

    Чукотское искусство резьбы по кости (стр.2)

        Онно, как и Вуквол, один из мастеров молодого поколения, легко воспринявший новые тенденции, пришедшие в чукотско-эскимосский промысел в 1930-е годы. Онно - мастер гравированного рисунка на кости. Чаще всего он изображает различные виды охоты. Гравированный клык (1930-е гг.) прекрасно иллюстрирует достижения в гравюре ведущих мастеров промысла. Он создан четырьмя художниками, каждый из которых выступает самостоятельно и дает свой, не связанный с другими рисунок.

        Кейнитегын резьбой по кости начал заниматься в 1930-е годы. Исследователи чукотского и эскимосского искусства знают его как резчика, автора выразительных скульптур оленей. Кейнитегын был, кроме того, замечательным гравером и рисовальщиком. Об этом ярко свидетельствуют гравированный клык его работы и серия рисунков. По силе изображения этих животных среди художников 1930-х годов равного Кейнитегыну нет.
    Онно. Клык. Фрагмент. 1930-е гг.
    Онно. Клык. Фрагмент. 1930-е гг.
    Кейнитегын. Клык. Фрагмент. 1936 г.
    Кейнитегын. Клык. Фрагмент. 1936 г.
    Эйгук. Клык. Фрагмент. 1930-е гг.
    Эйгук. Клык. Фрагмент. 1930-е гг.
    Теютин. Рамка для фотографий. 1930-е гг.
    Теютин. Рамка для фотографий. 1930-е гг.
        Имеющиеся в коллекции музея изделия 1940 - 1970-х годов выполнены ведущими мастерами промысла Вуквутагиным, Онно, Хухутаном, Кейнитегыном, Хотхыргином, Туккаем, Ако, Эмкуль, Хуватом, Тынатваль, Янку. Они ярко представляют искусство этих лет. В этот период обогащаются художественно-технические приемы, разнообразнее становятся цветовые сочетания. Скульптура 1940-х годов свидетельствует о сохранении профильности построения, об использовании клыка как подставки для размещения на ней фигур, о нарастании детализации.

        Произведения 1950-х годов отличаются усилением реалистических черт. В эти годы появляются скульптурные группы сложного композиционного решения, выполненные из единого куска кости. Вуквутагин начал заниматься резьбой по кости в 1930-е годы. В скульптурной композиции „Собачья упряжка" (1945 г.) даны реальные образы животных и людей.

        Одним из немногих талантливых художников, в одинаковой степени владеющих гравировкой, объемной и плоскорельефной резьбой, был Хухутан. Для творчества Хухутана характерны декоративные ножи со скульптурной рукоятью и гравированными ножнами.
    Вуквутагин. Собачья упряжка. 1945 г.
    Вуквутагин. Собачья упряжка. 1945 г.
    Хухутан. Нож для бумаги. 1955 г.
    Хухутан. Нож для бумаги. 1955 г.
    Хухутан. Забой моржа на лежбище. 1964 г.
    Хухутан. Забой моржа на лежбище. 1964 г.
        В 1960-70-е гг. успешно работали Ако, Вера Эмкуль и Туккай. Творчество Веры Эмкуль, талантливой художницы-гравера, наследует глубокие традиции чукотской и эскимосской гравировки на кости, вместе с тем развивает это искусство, вносит в него новые черты. В музее творчество Эмкуль представлено работами на сказочные темы. Это - «Келе и птичка», «Сын медведя», «Собачий бунт», «Сказка» и другие. Представляют интерес работы Тукая.
    Ако. Сын Солнца. Фрагмент.1956 г.
    Ако. Сын Солнца. Фрагмент.1956 г.
    Эмкуль Вера. Келе и птички. 1956 г.
    Эмкуль Вера. Келе и птички. 1956 г.
    Эмкуль Вера. Собачий бунт. 1956 г.
    Эмкуль Вера. Собачий бунт. 1956 г.
    Тукай. Приручение оленя. 1967 г.
    Тукай. Приручение оленя. 1967 г.
        Чукотское и эскимосское искусство цельно и поэтично, у него глубокие традиции. Отбирая и закрепляя лучшие из них, современное искусство чукчей и эскимосов развивается, приобщая новое поколение мастеров к многовековой культуре.




    1      2

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru