Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4.Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Чукотское искусство резьбы по кости (стр.2) |
Онно, как и Вуквол, один из мастеров молодого поколения, легко воспринявший новые тенденции, пришедшие в чукотско-эскимосский промысел в 1930-е годы. Онно - мастер гравированного рисунка на кости. Чаще всего он изображает различные виды охоты. Гравированный клык (1930-е гг.) прекрасно иллюстрирует достижения в гравюре ведущих мастеров промысла. Он создан четырьмя художниками, каждый из которых выступает самостоятельно и дает свой, не связанный с другими рисунок.
Кейнитегын резьбой по кости начал заниматься в 1930-е годы. Исследователи чукотского и эскимосского искусства знают его как резчика, автора выразительных скульптур оленей. Кейнитегын был, кроме того, замечательным гравером и рисовальщиком. Об этом ярко свидетельствуют гравированный клык его работы и серия рисунков. По силе изображения этих животных среди художников 1930-х годов равного Кейнитегыну нет.
|
Онно. Клык. Фрагмент. 1930-е гг. |
Кейнитегын. Клык. Фрагмент. 1936 г. |
Эйгук. Клык. Фрагмент. 1930-е гг. |
Теютин. Рамка для фотографий. 1930-е гг. |
Имеющиеся в коллекции музея изделия 1940 - 1970-х годов выполнены ведущими мастерами промысла Вуквутагиным, Онно, Хухутаном, Кейнитегыном, Хотхыргином, Туккаем, Ако, Эмкуль, Хуватом, Тынатваль, Янку. Они ярко представляют искусство этих лет. В этот период обогащаются художественно-технические приемы, разнообразнее становятся цветовые сочетания.
Скульптура 1940-х годов свидетельствует о сохранении профильности построения, об использовании клыка как подставки для размещения на ней фигур, о нарастании детализации.
Произведения 1950-х годов отличаются усилением реалистических черт. В эти годы появляются скульптурные группы сложного композиционного решения, выполненные из единого куска кости. Вуквутагин начал заниматься резьбой по кости в 1930-е годы. В скульптурной композиции „Собачья упряжка" (1945 г.) даны реальные образы животных и людей.
Одним из немногих талантливых художников, в одинаковой степени владеющих гравировкой, объемной и плоскорельефной резьбой, был Хухутан. Для творчества Хухутана характерны декоративные ножи со скульптурной рукоятью и гравированными ножнами.
|
Вуквутагин. Собачья упряжка. 1945 г. |
Хухутан. Нож для бумаги. 1955 г. |
Хухутан. Забой моржа на лежбище. 1964 г. |
В 1960-70-е гг. успешно работали Ако, Вера Эмкуль и Туккай. Творчество Веры Эмкуль, талантливой художницы-гравера, наследует глубокие традиции чукотской и эскимосской гравировки на кости, вместе с тем развивает это искусство, вносит в него новые черты. В музее творчество Эмкуль представлено работами на сказочные темы. Это - «Келе и птичка», «Сын медведя», «Собачий бунт», «Сказка» и другие. Представляют интерес работы Тукая.
|
Ако. Сын Солнца. Фрагмент.1956 г. |
Эмкуль Вера. Келе и птички. 1956 г. |
Эмкуль Вера. Собачий бунт. 1956 г. |
Тукай. Приручение оленя. 1967 г. |
Чукотское и эскимосское искусство цельно и поэтично, у него глубокие традиции. Отбирая и закрепляя лучшие из них, современное искусство чукчей и эскимосов развивается, приобщая новое поколение мастеров к многовековой культуре.
|
|