Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Коллекции музея


Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
  • иконы XIV – XVII вв.
  • иконы XVIII – XIX вв.
  • 2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
  • золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
  • золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
  • европейское серебро XIV – XIX вв.
  • 3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости) XI – начала XX в.
  • мелкая пластика XI – XVII вв.
  • мелкая пластика XVIII – начала XX в.
  • троицкие эмали XVIII – начала XX в.
  • 4. Древнее оружие

    5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
  • лицевое и орнаментальное шитье
  • золотое и серебряное кружево
  • ткани
  • 6. Живопись XVIII - XXI вв.
  • живопись XVIII - XIX вв.
  • живопись XX - XXI вв.
  • II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
    III.Графика XVIII-ХХ вв.
    IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
    V.Нумизматика
    VI.
    Фалеристика
    VII.Фотография
    VIII.Археологическая коллекция

    IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
    1. Художественное дерево
  • народная резьба и роспись по дереву
  • деревянная игрушка
  • домовая резьба Сергиева Посада
  • абрамцевско-кудринская резьба
  • хохломская и городецкая роспись
  • 2. Художественный текстиль
  • вышивка и ткачество
  • набойка и кружево
  • русские шали
  • народный костюм
  • народная одежда
  • ситцевые платки
  • 3. Художественные керамика и стекло
  • керамика и стекло XVIII - XIXвв.
  • керамика и стекло XX - XXIвв.
  • гончарные изделия
  • глиняная игрушка
  • 4.Художественный металл  
  • художественный металл XVII – XIX вв.
  • художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
  • ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
  • 5.Резьба по камню и кости    
  • чукотское искусство резьбы по кости
  • 6. Художественные лаки
  • роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
  • роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
  • X.Краеведческая коллекция
    Rus Eng

    Золото-серебряное кружево XVII— начала XX века (стр.2)

        Ризы и стихари с французскими «подышпанами» в середине XVIII века хранились в архимандричьей ризнице Троице-Сергиева монастыря. Там же находилась и сохранившаяся до наших дней парчовая палица, украшенная кружевом аналогичного типа с узором, состоящим из тонкого волокнистого стебля с отходящими от него четырехлепестковыми цветами.

        В XVIII веке золото-серебряное кружево активно проникает в народный быт. В коллекции музея имеется два произведения народного искусства конца XVIII— начала XIX века с золотным кружевом. В 1842 году генеральшей Глазовой были вложены в Троице-Сергиев монастырь воздух и два покровца золотной сетки, положенной на подкладку лилового шелка. Большинство произведений из сетки в собрании музея датируется XIX веком, среди них нередки целые комплекты предметов церковного культа.

        В XIX веке очень популярной становится вышивка крестом, гладью, разноцветной синелью. Нередко сочетание этих техник с золото-серебряными сетками. Так, игуменьей Спасобородинского монастыря Марией Тучковой были вложены в Троице-Сергиев монастырь воздух и два покровца, у которых по золотной сетке из крупных ячеек четырехугольной формы яркой красной, зеленой и синей синелью вышит цветочный узор.
    Палица. Золотное кружево-гипюр. 1-я половина – середина XVIII в. Западная Европа
    Палица. Золотное кружево-гипюр. 1-я половина – середина XVIII в. Западная Европа
    Покровец. Золотная сетка. 40-е гг. XIX в.
    Покровец. Золотная сетка. 40-е гг. XIX в.
    Покровец. Золотная сетка. (фрагмент). 40-е гг. XIX в.
    Покровец. Золотная сетка. (фрагмент). 40-е гг. XIX в.
    Покровец.  Золотная сетка. XIX в.
    Покровец. Золотная сетка. XIX в.
        В XVIII—XIX веках в Западной Европе и России большой популярностью пользовались выплетавшиеся из шелковых нитей блонды. Их главная особенность заключалась в контрасте очень тонкого тюлевого фона и массивного узора. Нередко в него вплетались золотные или серебряные нити, придававшие кружеву неповторимое изящество. В коллекции музея хранится только два образца «золотных» блондов, которые можно предположительно датировать серединой XIX века. Один из них - кружевной край, служащий отделкой бархатной фелони начала XX века, происходящей из Оптиной Пустыни.

        Следует особо остановиться на золото-серебряном кружевоплетении XIX— начала XX века — последнего периода в истории этого вида искусства. Едва ли не единственной сферой его применения в то время оставался церковный и крестьянский быт. Искусством металлического кружевоплетения в XIX — начале XX века по традиции занимались в женских монастырях.

        Концом XIX — началом XX века датируются пелена и покровец серого шелка с живописным узором роз и серебряным кружевом, вложенные хотьковской игуменьей Сергией. В 1903 году в Троице-Сергиев монастырь поступили пелена и покровец серебристого глазета с вышивкой разноцветным шелком и узким золотным краем с узором в виде фестончиков.
    Фелонь (фрагмент). Начало XX  в. Кружево. Середина XIX в.
    Фелонь (фрагмент). Начало XX в. Кружево. Середина XIX в.
    Пелена (фрагмент). Серебряное кружево. Конец XIX в. – начало XX в.Работа хотьковских мастериц
    Пелена (фрагмент). Серебряное кружево. Конец XIX в. – начало XX в.Работа хотьковских мастериц
    Покровец. Золото-серебряное кружево. Начало XX в.
    Покровец. Золото-серебряное кружево. Начало XX в.




    1      2     

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru