Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Золото-серебряное кружево XVII— начала XX века (стр.2) |
Ризы и стихари с французскими «подышпанами» в середине XVIII века хранились в архимандричьей ризнице Троице-Сергиева монастыря. Там же находилась и сохранившаяся до наших дней парчовая палица, украшенная кружевом аналогичного типа с узором, состоящим из тонкого волокнистого стебля с отходящими от него четырехлепестковыми цветами.
В XVIII веке золото-серебряное кружево активно проникает в народный быт. В коллекции музея имеется два произведения народного искусства конца XVIII— начала XIX века с золотным кружевом. В 1842 году генеральшей Глазовой были вложены в Троице-Сергиев монастырь воздух и два покровца золотной сетки, положенной на подкладку лилового шелка. Большинство произведений из сетки в собрании музея датируется XIX веком, среди них нередки целые комплекты предметов церковного культа.
В XIX веке очень популярной становится вышивка крестом, гладью, разноцветной синелью. Нередко сочетание этих техник с золото-серебряными сетками. Так, игуменьей Спасобородинского монастыря Марией Тучковой были вложены в Троице-Сергиев монастырь воздух и два покровца, у которых по золотной сетке из крупных ячеек четырехугольной формы яркой красной, зеленой и синей синелью вышит цветочный узор.
|
Палица. Золотное кружево-гипюр. 1-я половина – середина XVIII в. Западная Европа |
Покровец. Золотная сетка. 40-е гг. XIX в. |
Покровец. Золотная сетка. (фрагмент). 40-е гг. XIX в. |
Покровец. Золотная сетка. XIX в.
|
В XVIII—XIX веках в Западной Европе и России большой популярностью пользовались выплетавшиеся из шелковых нитей блонды. Их главная особенность заключалась в контрасте очень тонкого тюлевого фона и массивного узора. Нередко в него вплетались золотные или серебряные нити, придававшие кружеву неповторимое изящество. В коллекции музея хранится только два образца «золотных» блондов, которые можно предположительно датировать серединой XIX века. Один из них - кружевной край, служащий отделкой бархатной фелони начала XX века, происходящей из Оптиной Пустыни.
Следует особо остановиться на золото-серебряном кружевоплетении XIX— начала XX века — последнего периода в истории этого вида искусства. Едва ли не единственной сферой его применения в то время оставался церковный и крестьянский быт. Искусством металлического кружевоплетения в XIX — начале XX века по традиции занимались в женских монастырях.
Концом XIX — началом XX века датируются пелена и покровец серого шелка с живописным узором роз и серебряным кружевом, вложенные хотьковской игуменьей Сергией. В 1903 году в Троице-Сергиев монастырь поступили пелена и покровец серебристого глазета с вышивкой разноцветным шелком и узким золотным краем с узором в виде фестончиков.
|
Фелонь (фрагмент). Начало XX в. Кружево. Середина XIX в. |
Пелена (фрагмент). Серебряное кружево. Конец XIX в. – начало XX в.Работа хотьковских мастериц |
Покровец. Золото-серебряное кружево. Начало XX в.
|
|