Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Коллекция нумизматики (стр.2) |
Дата чеканки стала помещаться на монетах Петра I с 1696 г. Вначале она отсчитывалась в соответствии с традиционной на Руси системой счисления времени — от «сотворения мира» и обозначалась буквами славянского алфавита, соответствовавшими определенным числам. С введением с 1 января 1700 года нового летоисчисления от «рождества Христова» даты на монетах стали обозначаться по вновь введённой системе и постепенно буквы заменялись «арабскими» цифрами.
На некоторых медных и серебряных монетах петровской эпохи при обозначении их стоимости использовался оригинальный прием: для грамотных номинал обозначался словом и цифрами, для неграмотных – соответствующим количеством точек или черточек (ил. 12). Этот способ применялся вплоть до 1810 г.
10. Десять рублей. 1767 г. Золото.
|
11. Два рубля. 1722 г. Золото.
|
12. 15 копеек. 1765 г. Серебро.
|
В 1730-х – начале 1760-х годов в 6 раз увеличился объем чеканки медной монеты, но серебряная монета по-прежнему оставалась основной.
Так называемые старшие монеты (рубль, полтина, четвертак) имели общий «петровский» тип – сочетание погрудного портрета с государственным гербом. «Век императриц» оставил на монетах большое разнообразие женских портретов (ил. 13-17).
Среди серебряных монет этого времени выделяется уникальная, очень редкая монета, подаренная музею коллекционером О. В. Кулаковым. Эта монета достоинством один рубль 1741 г. выпуска была отчеканена во время правления Ивана VI (Ивана Антоновича) (ил. 18). Иван VI, сын племянницы императрицы Анны Иоанновны, формально царствовал первый год своей жизни (17.10.1740 - 25.11.1741 г.) сначала при регентстве Бирона, а затем своей матери, Анны Леопольдовны. На трон он не короновался. Монеты Ивана Антоновича чеканились всего девять месяцев. Примерно до конца января 1741 г., когда был утвержден образец новых монет с портретом Ивана VI, продолжалась чеканка серебряных монет с портретом Анны Иоанновны, датированных 1740 г. Причиной этого были трудности, возникшие при создании для монет нового образца приемлемого портрета двухмесячного императора.
|
13. Рубль. 1721 г. Серебро.
|
14. Рубль. 1725 г. Серебро.
|
15. Рубль 1733 г. Серебро |
16. Рубль 1744 г. Серебро.
|
17. Рубль 1763 г. Серебро.
|
А уже в ноябре 1741 г., после воцарения Елизаветы Петровны, монеты с изображением Ивана Антоновича стали изыматься из обращения и перечеканиваться в соответствующие монеты Елизаветы. Согласно указу от 31 декабря 1741 г., обмен монет производился по полной стоимости, затем, до июня 1745 г., с понижением курса. С июля 1745 г. монеты изымались безденежно, а их держатели подвергались суровому наказанию.
Разменными серебряными монетами были гривенник и пятачок, в 1760 г. впервые появились монеты в 20 и 15 копеек.
Основная тенденция сдвигов в денежном балансе страны в XVIII в. заключалась в неуклонном возрастании роли медной монеты. Чеканка медной монеты приносила наибольшие доходы казне, она стала главным платежным средством внутри страны. Серебро использовалось для внешнеторговых операций и оплаты расходов казны за рубежом. Золотые монеты шли главным образом на покрытие ежегодно возраставших дворцовых и военных расходов. В основном чеканились десятирублевые и пятирублевые монеты и монеты меньшего достоинства – в полтину и рубль (ил. 19).
Во второй половине XVIII в. основной медной монетой стала монета «5 копеек» весом в среднем 51 г, массовый выпуск которой начала Елизавета Петровна в 1758 году (ил. 20-21). Большое количество этих монет поступило в музей в составе нескольких довольно крупных кладов, найденных на территории Загорского района (они описаны в книге Л. М. Спириной «Клады монет рассказывают».) Чеканка такого крупного пятака прекратилась с воцарением Павла I.
18. Рубль. 1741 г. Серебро.
|
19. Рубль. 1756 г. Полтина. 1756 г. Золото.
|
20. 5 копеек (аверс). 1767 г.,1771 г. Медь.
|
21. 5 копеек (реверс). 1767 г.,1771 г. Медь.
|
|