Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Коллекции музея


Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
  • иконы XIV – XVII вв.
  • иконы XVIII – XIX вв.
  • 2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
  • золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
  • золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
  • европейское серебро XIV – XIX вв.
  • 3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости) XI – начала XX в.
  • мелкая пластика XI – XVII вв.
  • мелкая пластика XVIII – начала XX в.
  • троицкие эмали XVIII – начала XX в.
  • 4. Древнее оружие

    5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
  • лицевое и орнаментальное шитье
  • золотое и серебряное кружево
  • ткани
  • 6. Живопись XVIII - XXI вв.
  • живопись XVIII - XIX вв.
  • живопись XX - XXI вв.
  • II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
    III.Графика XVIII-ХХ вв.
    IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
    V.Нумизматика
    VI.
    Фалеристика
    VII.Фотография
    VIII.Археологическая коллекция

    IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
    1. Художественное дерево
  • народная резьба и роспись по дереву
  • деревянная игрушка
  • домовая резьба Сергиева Посада
  • абрамцевско-кудринская резьба
  • хохломская и городецкая роспись
  • 2. Художественный текстиль
  • вышивка и ткачество
  • набойка и кружево
  • русские шали
  • народный костюм
  • народная одежда
  • ситцевые платки
  • 3. Художественные керамика и стекло
  • керамика и стекло XVIII - XIXвв.
  • керамика и стекло XX - XXIвв.
  • гончарные изделия
  • глиняная игрушка
  • 4.Художественный металл  
  • художественный металл XVII – XIX вв.
  • художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
  • ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
  • 5.Резьба по камню и кости    
  • чукотское искусство резьбы по кости
  • 6. Художественные лаки
  • роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
  • роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
  • X.Краеведческая коллекция
    Rus Eng

    Мелкая пластика XI – XVII вв. (стр. 2)

        28 костяных резных пластин конца XV столетия, входивших ранее в состав более древнего креста, украшают в настоящее время запрестольный крест XVII в. Они вставлены в золоченые киотцы, цвет которых просвечивает сквозь ажурные композиции миниатюр. Характер композиций, приемы резьбы свидетельствуют об участии в работе над ними нескольких мастеров. Возможно, Амвросием выполнены фигуры Христа в Распятии, ангелы в Троице, Богоматери и архангела Михаила из деисусного чина, Георгия Победоносца, Герасима со львом; Снятие с креста.
    Деисус, праздники и святые. Запрестольный крест. 2-я половина XV в.; XVII-XIX вв. Лицевая сторона.
    Деисус, праздники и святые. Запрестольный крест. 2-я половина XV в.; XVII-XIX вв. Лицевая сторона
    Деисус, праздники и святые. Запрестольный крест. 2-я половина XV в.; XVII-XIX вв. Оборотная сторона.
    Деисус, праздники и святые. Запрестольный крест. 2-я половина XV в.; XVII-XIX вв. Оборотная сторона
    Деисус, праздники и святые. Запрестольный крест. 2-я половина XV в.; XVII-XIX вв. Фрагмент.
    Деисус, праздники и святые. Запрестольный крест. 2-я половина XV в.; XVII-XIX вв. Фрагмент
    Деисус, праздники и святые. Запрестольный крест. 2-я половина XV в.; XVII-XIX вв. Фрагмент.
    Деисус, праздники и святые. Запрестольный крест. 2-я половина XV в.; XVII-XIX вв. Фрагмент

        Изображения на других миниатюрах, хотя и выполнены мастерами-профессионалами, однако отличаются от первых. Среди них особенно интересны фигуры святых воинов Меркурия и Нестора. Заслуживает внимания иконографический состав композиций, помещенных на кресте. Здесь представлен иной, чем на напрестольном кресте, вариант Явления Богоматери Сергию: Богоматерь сопровождают два апостола, Сергий припал к ее ногам, в проеме кельи виден Михей.
    Деисус, праздники и святые. Запрестольный крест. 2-я половина XV в.; XVII-XIX вв. Фрагмент
    Деисус, праздники и святые. Запрестольный крест. 2-я половина XV в.; XVII-XIX вв. Фрагмент
    Деисус, праздники и святые. Запрестольный крест. 2-я половина XV в.; XVII-XIX вв. Фрагмент
    Деисус, праздники и святые. Запрестольный крест. 2-я половина XV в.; XVII-XIX вв. Фрагмент
    Деисус, праздники и святые. Запрестольный крест. 2-я половина XV в.; XVII-XIX вв. Фрагмент
    Деисус, праздники и святые. Запрестольный крест. 2-я половина XV в.; XVII-XIX вв. Фрагмент
    Деисус, праздники и святые. Запрестольный крест. 2-я половина XV в.; XVII-XIX вв. Фрагмент
    Деисус, праздники и святые. Запрестольный крест. 2-я половина XV в.; XVII-XIX вв. Фрагмент

        Искусство резьбы по дереву и кости, доведенное Амвросием до совершенства, продолжало существовать в монастыре и в последующие века. Во второй половине XVI в. большое распространение получили сложные многофигурные повествовательные композиции. В основном они выполнялись по дереву и кости, изделий из камня было значительно меньше, чем в предыдущее столетие. В этот период расширяется иконография мелкой пластики. С другой стороны, на государственном уровне предписывалось следовать официально установленным канонам, что привело к определенной типизации. Характерными памятниками этого времени являются иконка "Преображение", вклад княгини Киликии ушатой (?) и двустворчатый складень с резными по кости композициями "О тебе радуется" и "Хвалите Господа". Архангел Михаил. Нагрудная иконка. Конец XV в.
    Архангел Михаил. Нагрудная иконка. Конец XV в.
    Архангел Михаил. Нагрудная иконка. Конец XV в.
    Преображение. Нагрудная иконка. XVI в.
    Преображение. Нагрудная иконка. XVI в.
    Богоматерь Одигитрия. Нагрудная иконка. Конец XV в.
    Богоматерь Одигитрия. Нагрудная иконка. Конец XV в.
    О тебе радуется» и «Хвалите Господа». Иконостас-складень. XVI в.
    О тебе радуется» и «Хвалите Господа». Иконостас-складень. XVI в.

        Троицкий монастырь в XVI в. являлся своего рода мастерской, где в большом количестве изготовлялись нагрудные иконы, кресты и панагии. Произведения с резьбой по дереву и кости делали в большом количестве не только для монастырских духовных лиц, но и на продажу. В монастырских документах упоминаются имена мастеров: «Евсевий-крестечник», Петр – «серебряный мастер». Художественные приемы резьбы школы Амвросия носит нагрудная икона из дуба вклада Киликии Ушатой. Местными Троицкими резчиками исполнены два складня со сложными многофигурными композициями (один – с изображением Троицы, Явления Богоматери Сергию и Распятия вклада Троицкого старца Вассиана, другой – с изображением Распятия, Богоматери Знамения, Троицы, Сергия и Никона). Лучшие образцы мелкой пластики Троицких и московских мастеров копировались и при этом искажались провинциальными мастерами. Об этом свидетельствуют многочисленные произведения литья, имевшие хождение в северных и южных провинциях. С искусством украшения мелкой пластикой нагрудных икон, панагий и крестов в XVI в. было тесно связано искусство гравюры на металле.

        Произведений резной мелкой пластики XVII в. в коллекции музея сохранилось сравнительно немного. В этот период трудоемкие резные изделия вытесняются медным литьем, выполнявшимся иногда по древним формам. Вместе с тем, под влиянием новых вкусов нагрудные иконы, кресты и панагии из «святынь» превращались в собственно драгоценности декоративного характера. Значительное место в этот период отводится ювелирному обрамлению предметов. Оправы часто украшены пре¬восходной сканью, эмалями, чеканкой. Нередко нагрудные иконки, панагии, складни превращались в своеобразные драгоценности.
    Панагия. Начало XVII в. Лицевая сторона. В середине резная византийская камея XI в. с изображением Спаса.
    Панагия. Начало XVII в. Лицевая сторона. В середине резная византийская камея XI в. с изображением Спаса
    Панагия. Начало XVII в. Оборотная сторона. Гравировка и  чернь. Христос, Мария Магдалина, Ксения Римлянка
    Панагия. Начало XVII в. Оборотная сторона. Гравировка и чернь. Христос, Мария Магдалина, Ксения Римлянка
    Панагия. Конец XVI – начало XVII в. Принадлежала патриарху Филарету Никитичу. Лицевая сторона. Камея из яшмы с изображением Богоматери
    Панагия. Конец XVI – начало XVII в. Принадлежала патриарху Филарету Никитичу. Лицевая сторона. Камея из яшмы с изображением Богоматери
    Панагия. Конец XVI – начало XVII в. Принадлежала патриарху Филарету Никитичу. Оборотная сторона. Гравировка и чернь. Мария Магдалина
    Панагия. Конец XVI – начало XVII в. Принадлежала патриарху Филарету Никитичу. Оборотная сторона. Гравировка и чернь. Мария Магдалина




    1      2     

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru