Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Мелкая пластика XI – XVII вв. (стр. 2) |
28 костяных резных пластин конца XV столетия, входивших ранее в состав более древнего креста, украшают в настоящее время запрестольный крест XVII в. Они вставлены в золоченые киотцы, цвет которых просвечивает сквозь ажурные композиции миниатюр. Характер композиций, приемы резьбы свидетельствуют об участии в работе над ними нескольких мастеров. Возможно, Амвросием выполнены фигуры Христа в Распятии, ангелы в Троице, Богоматери и архангела Михаила из деисусного чина, Георгия Победоносца, Герасима со львом; Снятие с креста.
|
Деисус, праздники и святые. Запрестольный крест. 2-я половина XV в.; XVII-XIX вв. Лицевая сторона |
Деисус, праздники и святые. Запрестольный крест. 2-я половина XV в.; XVII-XIX вв. Оборотная сторона |
Деисус, праздники и святые. Запрестольный крест. 2-я половина XV в.; XVII-XIX вв. Фрагмент |
Деисус, праздники и святые. Запрестольный крест. 2-я половина XV в.; XVII-XIX вв. Фрагмент
|
Изображения на других миниатюрах, хотя и выполнены мастерами-профессионалами, однако отличаются от первых. Среди них особенно интересны фигуры святых воинов Меркурия и Нестора. Заслуживает внимания иконографический состав композиций, помещенных на кресте. Здесь представлен иной, чем на напрестольном кресте, вариант Явления Богоматери Сергию: Богоматерь сопровождают два апостола, Сергий припал к ее ногам, в проеме кельи виден Михей.
|
Деисус, праздники и святые. Запрестольный крест. 2-я половина XV в.; XVII-XIX вв. Фрагмент |
Деисус, праздники и святые. Запрестольный крест. 2-я половина XV в.; XVII-XIX вв. Фрагмент |
Деисус, праздники и святые. Запрестольный крест. 2-я половина XV в.; XVII-XIX вв. Фрагмент |
Деисус, праздники и святые. Запрестольный крест. 2-я половина XV в.; XVII-XIX вв. Фрагмент
|
Искусство резьбы по дереву и кости, доведенное Амвросием до совершенства, продолжало существовать в монастыре и в последующие века. Во второй половине XVI в. большое распространение получили сложные многофигурные повествовательные композиции. В основном они выполнялись по дереву и кости, изделий из камня было значительно меньше, чем в предыдущее столетие. В этот период расширяется иконография мелкой пластики. С другой стороны, на государственном уровне предписывалось следовать официально установленным канонам, что привело к определенной типизации. Характерными памятниками этого времени являются иконка "Преображение", вклад княгини Киликии ушатой (?) и двустворчатый складень с резными по кости композициями "О тебе радуется" и "Хвалите Господа". Архангел Михаил. Нагрудная иконка. Конец XV в.
|
Архангел Михаил. Нагрудная иконка. Конец XV в. |
Преображение. Нагрудная иконка. XVI в. |
Богоматерь Одигитрия. Нагрудная иконка. Конец XV в. |
О тебе радуется» и «Хвалите Господа». Иконостас-складень. XVI в.
|
Троицкий монастырь в XVI в. являлся своего рода мастерской, где в большом количестве изготовлялись нагрудные иконы, кресты и панагии. Произведения с резьбой по дереву и кости делали в большом количестве не только для монастырских духовных лиц, но и на продажу. В монастырских документах упоминаются имена мастеров: «Евсевий-крестечник», Петр – «серебряный мастер». Художественные приемы резьбы школы Амвросия носит нагрудная икона из дуба вклада Киликии Ушатой. Местными Троицкими резчиками исполнены два складня со сложными многофигурными композициями (один – с изображением Троицы, Явления Богоматери Сергию и Распятия вклада Троицкого старца Вассиана, другой – с изображением Распятия, Богоматери Знамения, Троицы, Сергия и Никона). Лучшие образцы мелкой пластики Троицких и московских мастеров копировались и при этом искажались провинциальными мастерами. Об этом свидетельствуют многочисленные произведения литья, имевшие хождение в северных и южных провинциях. С искусством украшения мелкой пластикой нагрудных икон, панагий и крестов в XVI в. было тесно связано искусство гравюры на металле.
Произведений резной мелкой пластики XVII в. в коллекции музея сохранилось сравнительно немного. В этот период трудоемкие резные изделия вытесняются медным литьем, выполнявшимся иногда по древним формам. Вместе с тем, под влиянием новых вкусов нагрудные иконы, кресты и панагии из «святынь» превращались в собственно драгоценности декоративного характера. Значительное место в этот период отводится ювелирному обрамлению предметов. Оправы часто украшены пре¬восходной сканью, эмалями, чеканкой. Нередко нагрудные иконки, панагии, складни превращались в своеобразные драгоценности.
|
Панагия. Начало XVII в. Лицевая сторона. В середине резная византийская камея XI в. с изображением Спаса |
Панагия. Начало XVII в. Оборотная сторона. Гравировка и чернь. Христос, Мария Магдалина, Ксения Римлянка |
Панагия. Конец XVI – начало XVII в. Принадлежала патриарху Филарету Никитичу. Лицевая сторона. Камея из яшмы с изображением Богоматери |
Панагия. Конец XVI – начало XVII в. Принадлежала патриарху Филарету Никитичу. Оборотная сторона. Гравировка и чернь. Мария Магдалина |
|
|