Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Керамика и стекло XX – XXI вв. (стр.4) |
Хранящиеся в музее произведения из стекла и хрусталя разнообразны по жанру и отражают различные направления развития российского стеклоделия. Это посудные формы, декоративные вазы и комплекты, панно, объемно-пространственные композиции, стеклянная пластика, выполненные с использованием различных техник и технологий.
Один из старейших хрустальных заводов – Гусь-Хрустальный (Владимирская область) представлен работами ведущих художников Е.И. Рогова, С.П. Верина, В.В. Корнеева, С.К. Пивоварова, В.А. Филатова, В.С. Муратова, стремящихся в своем творчестве использовать приемы и возможности народного стеклоделия. Их отличает богатство неистощимой выдумки и превосходное мастерство исполнения.
Народные черты в творчестве стеклоделов особенно ярко проявились в гутной мелкой пластике, которая во второй половине XX в. выделилась в самостоятельную область стеклоделия. Очень красивы по цвету и выразительные по пластике скульптуры «Конь» и «Бизон», выдутые мастером Р.В. Чукановым по замыслу художника В.С. Муратова.
|
В.С. Муратов. Ваза для цветов «Прялка». 1967. Гусевский хрустальный завод. г. Гусь-Хрустальный, Владимирской обл. |
Е.И. Рогов. Ваза из декоративного комплекта «Апрель». Гусевский хрустальный завод. г. Гусь-Хрустальный, Владимирской обл. |
В.В. Корнеев. Декоративные сосуды «Фома и Ерёма». Гусевский хрустальный завод. г. Гусь-Хрустальный, Владимирской обл. |
Мастера завода «Красный Май» Вышневолоцкого района Тверской области особенно прославились сульфидным или сульфидно-цинковым стеклом. Своим появлением в 1958 г. оно обязано ленинградскому технологу Евгении Александровне Ивановой и инженеру Александру Александровичу Кирьенену, выходцу из потомственных красномайских стеклоделов. За неисчерпаемое богатство цвета и за способность изменять окраску в зависимости от температуры и длительности обработки сульфидное стекло называют «русским чудом». В музее хранятся работы таких замечательных художников как А.М. Силко, С.М. Бескинской и др.
Вслед за «Красным Маем», где сульфидное стекло сделалось своего рода «заводской маркой», выпуск сувенирных изделий из него наладил Дятьковский хрустальный завод. Здесь в этой области работал В. Я. Шевченко. Произведения этого автора выделяются на фоне привычного дятьковского хрусталя. Бутыли и вазы с налепами, печатями, какими-то магическими знаками являются ярким напоминанием о своеобразии этого удивительного материала.
|
А.М. Силко. Декоративная ваза «Луковица». 1961. Стеклозавод «Красный Май». г. Вышний Волочёк», Тверская область |
В.Г. Хролов. Вызы из комплекта «Весенний лёд».1972. Стеклозавод «Красный Май». г. Вышний Волочёк», Тверская область |
С.М. Бескинская. Комплект ваз «Озеро». 1977. Стеклозавод «Красный Май». г. Вышний Волочёк», Тверская область |
В.Я. Шевченко. Декоративный штоф «Георгий» и кружка. Дятьковский хрустальный завод. Брянская область |
В музее также представлены произведения двух стекольных заводов Новгородской области: имени 1 КДО (Первого коммунистического добровольческого отряда) в пос. Б. Вишера, и «Восстание» в г. Чудово.
Гордостью музейного собрания является довольно значительная коллекция Ленинградского завода художественного стекла, с деятельностью которого связано творчество таких выдающихся мастеров прикладного искусства как Л.О. Юрген, А.А. Аствацатурян, А.М. Остроумов, Е.В. Яновская, Х.М. Пыльд, Б.А. Еремин, Ю.М. Бяков. Представленные в музее произведения в основном выполнены из хрусталя и представляют собой «классическую» линию в стеклоделии, основанную на использовании традиционных техник – широкой грани, алмазной грани, гравировки, «венецианской нити». В наборе Яновской «Охотничий» алмазная грань и гравировка из средств украшения превращены в средства художественного выражения, создающие образ родной природы.
Наряду с традиционными центрами русского стеклоделия большое место в коллекции музея занимают творческие работы художников Москвы, Санкт-Петербурга (Ленинграда) и других городов.
|
Е.В. Яновская. Штофы из набора «Охотничий». 1977. Ленинградский завод художественного стекла |
Д.Н. Шушканов. Народный художник РСФСР. Вазы из композиции «Верба цветёт».1973. Ваза из композиции «Весеннее утро». 1972 |
Н.Ю. Ганф. Е.С. Жигалкина. Вазы из комплекта «Цветы».1975 |
|