Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Археологическая коллекция (стр. 3) |
Коллекция позднесредневековых древностей происходит из раскопок Радонежа и других древнерусских поселений.
В Радонеже раскопками найдены остатки московской керамики того времени. Это горшки с орнаментом “косая волна” по венчику (волнообразной линией, которая легко наносится на сосуд, вращающийся на гончарном круге), столовые миски, кувшины. Это традиционные для московских гончаров 14-15 вв. игрушки: птички-свистульки, коньки-погремушки, покрытые белым ангобом. Тулова коньков лепились из двух полых цилиндров, а внутрь помещался камушек. Здесь же встречаются изделия кузнецов из железа: сложные висячие, т.н.цилиндрические замки и ключи к ним, серпы, ножи, свёрла, сапожные подковки. Железный сошник был наконечником деревянной двузубой сохи. Есть свидетельства военных событий: наконечник стрелы, шпора с колёсиком, фрагмент ядра и картечь.
|
Бронзовые кресты. Могильник Вышегорода-на-Яхроме. XVI в. |
Железные сошник и топор. Радонеж. XIV в. |
Погребальный сосуд-«елейница». Могильник Вышегорода-на-Яхроме. XVI в.
|
Археологические раскопки и наблюдения в Троице-Сергиевой Лавре позволили собрать несколько интересных коллекций. Во-первых, это крупнейшее в Московской земле собрание белокаменных средневековых надгробий XV-XVII вв.
Среди них самое достоверно древнее надгробие на территории Москвы и Московской земли 1480 г. дьяка Василия Беды. Находка надгробия с датой 1480г. (6988 г. от сотворения мира), которая предшествует одиозному рубежу 7000 г. – когда вся православная Россия ожидала конца света, является важным научным открытием. Во-вторых, коллекция печных изразцов, среди которых т.н. «красные изразцы» местного монастырского производства с царской символикой (изображения львов, грифонов, единорогов), украшавшие царицыны палаты. В музее хранится и коллекция изразцов из царского путевого дворца в с.Слотино.
|
Печной изразец из царицыных палат. Троице-Сергиев монастырь. XVII в. |
Печной изразец из царского путевого дворца. с.Слотино. XVII в. |
Белокаменное надгробие дьяка Василия Беды. Троице-Сергиев монастырь.1480
|
|