Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Коллекции музея


Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
  • иконы XIV – XVII вв.
  • иконы XVIII – XIX вв.
  • 2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
  • золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
  • золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
  • европейское серебро XIV – XIX вв.
  • 3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости) XI – начала XX в.
  • мелкая пластика XI – XVII вв.
  • мелкая пластика XVIII – начала XX в.
  • троицкие эмали XVIII – начала XX в.
  • 4. Древнее оружие

    5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
  • лицевое и орнаментальное шитье
  • золотое и серебряное кружево
  • ткани
  • 6. Живопись XVIII - XXI вв.
  • живопись XVIII - XIX вв.
  • живопись XX - XXI вв.
  • II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
    III.Графика XVIII-ХХ вв.
    IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
    V.Нумизматика
    VI.Фалеристика
    VII.Фотография
    VIII.Археологическая коллекция

    IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
    1. Художественное дерево
  • народная резьба и роспись по дереву
  • деревянная игрушка
  • домовая резьба Сергиева Посада
  • абрамцевско-кудринская резьба
  • хохломская и городецкая роспись
  • 2. Художественный текстиль
  • вышивка и ткачество
  • набойка и кружево
  • русские шали
  • народный костюм
  • народная одежда
  • ситцевые платки
  • 3. Художественные керамика и стекло
  • керамика и стекло XVIII - XIXвв.
  • керамика и стекло XX - XXIвв.
  • гончарные изделия
  • глиняная игрушка
  • 4.Художественный металл  
  • художественный металл XVII – XIX вв.
  • художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
  • ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
  • 5.Резьба по камню и кости    
  • чукотское искусство резьбы по кости
  • 6. Художественные лаки
  • роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
  • роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
  • X.Краеведческая коллекция
    Rus Eng

    Европейское серебро XIV – XIX веков (стр.2)

    Английское серебро XVI – XVII веков

        В коллекции Сергиево-Посадского музея имеется небольшое, но интересное собрание английского серебра XVI – XVII вв., которое считается лучшим в мире. В Россию английское серебро поступало преимущественно в виде посольских даров и дипломатических подношений. Но работы английских серебряников периода королевских династий Тюдоров и Стюартов хранились не только в царской казне. В качестве даров, подношений и пожертвований английские кубки, кружки, блюда, кувшины попадали и в состав монастырских ризниц.

        В прикладном искусстве Англии распространение стиля Ренессанс началось позднее, чем в странах континентальной Европы. Заметное влияние на творчество английских серебряников оказали мастера Германии и Нидерландов. Ренессансные произведения британских мастеров отличаются особо логичным и симметричным построением, чистотой форм, подчёркнутым выделением функциональных частей. Английское серебро того времени кажется довольно простым и буржуазным. Простота и спокойствие форм и контуров в изделиях естественно сочетаются с британской основательностью и сдержанной нарядностью.

        Характерный образец английского ренессансного серебра – кубок 1584-1585-х годов работы мастера Симеона Брука (Semeone Brooke). «Тыквенная» форма кубка заимствована у немецких мастеров. Кубок украшен тонким гравированным орнаментом. Другой, типично островной вариант кубка – с крупной глубокой чашей яйцевидной формы, крепкой ножкой и характерным высоким колоколообразным основанием. В коллекции музея имеется и рукомойный комплект. Кувшин представляет собой высокий и изящный сосуд в форме вазы. В верхней части кувшина – полоса чеканного орнамента из овальных медальонов с изображением морских чудовищ. Декор соответствующего кувшину блюда – строгий и сдержанный.

    Кубок. 1584-1585 гг. Мастер Симеон Брук (Semeone Brooke)
    Кубок. 1584-1585 гг. Мастер Симеон Брук (Semeone Brooke)
    Рукомойный комплект: Блюдо-лохань. 1597-1598 гг.  Кувшин для воды. 1612-1613 гг.
    Рукомойный комплект: Блюдо-лохань. 1597-1598 гг. Кувшин для воды. 1612-1613 гг.
    Кувшин для воды. 1612-1613 гг. (фрагмент орнамента).
    Кувшин для воды. 1612-1613 гг. (фрагмент орнамента)
    Кубок. 1605-1606 гг. Мастер Ф.Терри (F. Terry).
    Кубок. 1605-1606 гг. Мастер Ф.Терри (F. Terry).
        Ещё одно подобное блюдо. Поверхность изделия покрыта сплошным чеканным и гравированным узором. Дно блюда украшено чеканкой высокого рельефа: вокруг омбелика - сцены охоты, в медальонах по внешнему кругу - изображения тритонов на фоне морских волн, между медальонами – крылатые «змееногие» сирены. Широкий борт украшен сплошным волнообразным орнаментом с чеканным изображением дельфинов, рыб, улиток, раковин. Неудивительно, что в прикладном искусстве такой морской державы как Англия, были весьма распространены элементы декора, связанные с водной стихией.
    Блюдо-лохань. 1613-1614 гг. Мастер с монограммой «АТ».
    Блюдо-лохань. 1613-1614 гг. Мастер с монограммой «АТ»
    Блюдо-лохань. 1613-1614 гг. Мастер с монограммой «АТ». Фрагмент гравировки.
    Блюдо-лохань. 1613-1614 гг. Мастер с монограммой «АТ». Фрагмент гравировки
    Блюдо-лохань. 1613-1614 гг. Мастер с монограммой «АТ». Фрагмент гравировки.
    Блюдо-лохань. 1613-1614 гг. Мастер с монограммой «АТ». Фрагмент гравировки
    Блюдо-лохань. 1613-1614 гг. Мастер с монограммой «АТ». Фрагмент гравировки.
    Блюдо-лохань. 1613-1614 гг. Мастер с монограммой «АТ». Фрагмент гравировки

        Кружка 1670 г. работы лондонского мастера с монограммой «AL» с крупным гравированным орнаментом принадлежит к произведениям стиля барокко. Её цветочный декор отражает одно из ведущих течений английского и европейского художественного оформления серебра середины XVII в. На корпусе размещены три крупных медальона с двойным гербом – в центральном овале и архитектурными пейзажами – в боковых. В нижней части корпуса растительный орнамент.

    Кружка. 1670 г. Мастер с монограммой «AL».
    Кружка. 1670 г. Мастер с монограммой «AL»
    Кружка. 1670 г. Мастер с монограммой «AL». Фрагмент орнамента.
    Кружка. 1670 г. Мастер с монограммой «AL». Фрагмент орнамента
    Кружка. 1670 г. Мастер с монограммой «AL». Фрагмент орнамента.
    Кружка. 1670 г. Мастер с монограммой «AL». Фрагмент орнамента

        Все эти произведения – превосходные образцы искусства английских серебряников, дающие яркое представление об особенностях и достоинствах всемирно известного художественного ремесла. Для британского серебра XVI – XVII вв. характерны естественная гармония, отсутствие лишнего украшательства, общий высокий художественный уровень.




    1      2     

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-42      Главная страница - http://www.museum-sp.ru