Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Европейское серебро XIV – XIX веков (стр.2)
Английское серебро XVI – XVII веков |
В коллекции Сергиево-Посадского музея имеется небольшое, но интересное собрание английского серебра XVI – XVII вв., которое считается лучшим в мире. В Россию английское серебро поступало преимущественно в виде посольских даров и дипломатических подношений. Но работы английских серебряников периода королевских династий Тюдоров и Стюартов хранились не только в царской казне. В качестве даров, подношений и пожертвований английские кубки, кружки, блюда, кувшины попадали и в состав монастырских ризниц.
В прикладном искусстве Англии распространение стиля Ренессанс началось позднее, чем в странах континентальной Европы. Заметное влияние на творчество английских серебряников оказали мастера Германии и Нидерландов. Ренессансные произведения британских мастеров отличаются особо логичным и симметричным построением, чистотой форм, подчёркнутым выделением функциональных частей. Английское серебро того времени кажется довольно простым и буржуазным. Простота и спокойствие форм и контуров в изделиях естественно сочетаются с британской основательностью и сдержанной нарядностью.
Характерный образец английского ренессансного серебра – кубок 1584-1585-х годов работы мастера Симеона Брука (Semeone Brooke). «Тыквенная» форма кубка заимствована у немецких мастеров. Кубок украшен тонким гравированным орнаментом. Другой, типично островной вариант кубка – с крупной глубокой чашей яйцевидной формы, крепкой ножкой и характерным высоким колоколообразным основанием. В коллекции музея имеется и рукомойный комплект. Кувшин представляет собой высокий и изящный сосуд в форме вазы. В верхней части кувшина – полоса чеканного орнамента из овальных медальонов с изображением морских чудовищ. Декор соответствующего кувшину блюда – строгий и сдержанный.
|
Кубок. 1584-1585 гг. Мастер Симеон Брук (Semeone Brooke) |
Рукомойный комплект: Блюдо-лохань. 1597-1598 гг. Кувшин для воды. 1612-1613 гг. |
Кувшин для воды. 1612-1613 гг. (фрагмент орнамента) |
Кубок. 1605-1606 гг. Мастер Ф.Терри (F. Terry).
|
Ещё одно подобное блюдо. Поверхность изделия покрыта сплошным чеканным и гравированным узором. Дно блюда украшено чеканкой высокого рельефа: вокруг омбелика - сцены охоты, в медальонах по внешнему кругу - изображения тритонов на фоне морских волн, между медальонами – крылатые «змееногие» сирены. Широкий борт украшен сплошным волнообразным орнаментом с чеканным изображением дельфинов, рыб, улиток, раковин. Неудивительно, что в прикладном искусстве такой морской державы как Англия, были весьма распространены элементы декора, связанные с водной стихией.
|
Блюдо-лохань. 1613-1614 гг. Мастер с монограммой «АТ» |
Блюдо-лохань. 1613-1614 гг. Мастер с монограммой «АТ». Фрагмент гравировки |
Блюдо-лохань. 1613-1614 гг. Мастер с монограммой «АТ». Фрагмент гравировки |
Блюдо-лохань. 1613-1614 гг. Мастер с монограммой «АТ». Фрагмент гравировки |
Кружка 1670 г. работы лондонского мастера с монограммой «AL» с крупным гравированным орнаментом принадлежит к произведениям стиля барокко. Её цветочный декор отражает одно из ведущих течений английского и европейского художественного оформления серебра середины XVII в. На корпусе размещены три крупных медальона с двойным гербом – в центральном овале и архитектурными пейзажами – в боковых. В нижней части корпуса растительный орнамент.
|
|
Кружка. 1670 г. Мастер с монограммой «AL» |
Кружка. 1670 г. Мастер с монограммой «AL». Фрагмент орнамента |
Кружка. 1670 г. Мастер с монограммой «AL». Фрагмент орнамента |
Все эти произведения – превосходные образцы искусства английских серебряников, дающие яркое представление об особенностях и достоинствах всемирно известного художественного ремесла. Для британского серебра XVI – XVII вв. характерны естественная гармония, отсутствие лишнего украшательства, общий высокий художественный уровень.
|
|