Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4.Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Дары музею
В Сергиево - посадский музей – заповедник в дар от сотрудников музея Цветковой Ирины Владимировны и Суркова Андрея Васильевича поступили произведения искусства, выполненные в традициях сергиево - посадского промысла художественной обработки дерева. Эта коллекция музея активно пополняется во многом благодаря дарам, которые стали в последнее время добрым знаком.
Большая часть работ выполнена сергиево-посадским художником Михаилом Ильичем Бодровым (1909-1974), дедом Цветковой И.В. Среди них, матрешка-футляр «Богатырь» и шкатулка, изготовленные в конце 1930-х годов в Загорской кустарно-промышленной артели имени Рабоче-крестьянской Красной Армии. Футляр выполнен в виде грозного воина в доспехах и декорирован орнаментальными мотивами из крупных, ярких цветов с выжженным контуром. Крышку шкатулки украшает зимний пейзаж, являющейся авторизированной копией живописного произведения известного художника В.М.Васнецова (1848-1926).
Следующие два произведения выполнены в конце 1960-х годов – это матрешка «Богатырь» и поставец, стенки которого украшает архитектурный пейзаж с видом старинного русского городка. Они изготовлены по образцам Александра Ивановича Шишкина (1905-1977) ведущего художника Загорской художественно-производственной мастерской.
Еще одно ценное поступление - это матрешка, выполненная А.В. Сурковым в 1990-е годы, решенная в сатирических образах известных политических деятелей, руководителей государства - В.И.Ленина, В.И.Сталина, В.И.Брежнева, М.С.Горбачева, Б.Н.Ельцина. Подобные произведения стали яркой приметой времени «перестройки» в нашей стране.
В дальнейшем данные произведения станут достойным пополнением действующей на территории историко-архитектурного комплекса «Конный двор» выставки «Музей русской матрешки».
|
В Сергиево-Посадский музей-заповедник поступил в дар медальон неизвестного солдата Великой Отечественной Войны, который был найден поисковым отрядом «Благовест» (командир - Панов Сергей Васильевич) Смоленского поискового объединения «Долг» под г. Ельней Смолен-ской обл., на берегу реки Стряны, между деревнями Кукуево и Озеренск. Осенью 1941 г. оборону этого рубежа осуществляла 9 Московская дивизия народного ополчения в составе 33-й Армии, после переформирования 26.09.1941 г. – 139 СД 2-го формирования. Вновь образованное соединение вошло в состав 24-й армии Резервного фронта и со 02.10.1941 участвовало в Вяземской оборонительной операции. В ходе этих боёв дивизия попала в окружение и в середине октября была уничтожена. В составе 9 ДНО – 139 СД сражалось около 500 ополченцев из г. Загорска и Загорского района. Практически все они «пропали без вести» – остались на поле боя или погибли в плену.
Первые солдатские медальоны, предназначенные для установления личности военнослужащих РККА, погибших в ходе боевых действий, были введены в 1925 г. За образец был взят использовавшийся в Первую мировую войну медальон-ладанка из жести с пергаментным вклады-шем, который должен был носиться на груди. Приказом НКО СССР № 138 от 15.03.41 г. было принято положение о персональном учете потерь и погребении погибшего личного состава Красной Армии в военное время и введены новые медальоны в виде восьмигранного пластмассового пенала-капсулы. В медальон, который носился в специальном кармашке на поясе брюк, обычно вкладывался пергаментный или бумажный бланк в двух экземплярах, который содержал сведения о военнослужащем. В случае гибели солдата один экземпляр бланка-вкладыша дол-жен был изыматься похоронной командой и сдаваться в штаб части, а второй оставаться в медальоне при погибшем и передаваться родственникам после погребения. На основании вкладышей, изъятых из медальонов, устанавливались имена погибших бойцов и составлялись списки безвозвратных потерь. Но реально, в условиях боевых действий, это требование практически не выполнялось. Среди бойцов медальон получил название «смертника». Некоторые солдаты вообще не вкладывали в него записку, считая это плохой приметой. Поэтому многие сол-датские медальоны поисковые отряды находят пустыми, без вкладыша, который мог бы помочь установить личность погибшего воина.
07.10.1941 г. в дополнение к медальону была введена красноармейская книжка. В ноябре 1942 года вышел Приказ НКО «О снятии медальонов со снабжения Красной Армии».
Таким образом, медальон, найденный под г. Ельней и принадлежавший неизвестному солдату, отражает определенный этап истории Великой Отечественной войны - оборонительной фазы Битвы за Москву, также определенный этап истории РККА и косвенным образом связан с истори-ей края, т.к. вполне мог принадлежать кому-то из наших земляков-ополченцев. Он органично дополнит коллекцию экспонатов отдела «История и культура Сергиево-Посадского края», посвященную войне 1941-1945 гг.
|
|