Воспоминания, рассказы                        Контакты                        Сайт Сергиево-Посадского музея-заповедника


Послевоенные 40-80-е годы XX века. Воспоминания. СОДЕРЖАНИЕ

  • Вступление
  • Александрова В.В.
  • Епифанова Т.В.
  • Захарова Н.П.
  • Иванова Г.Н.
  • Карпова В.В.
  • Корелина В.Г.
  • Куликова З.С.
  • Ларионова Л.И.
  • Мельникова Г.А.
  • Молчанова А.Н.
  • Молчанова З.И.
  • Мочешникова Л.Н.
  • Назарова Н.В.
  • Огородникова Т.Я.
  • Пакушина Г.И.
  • Пикалева Н.И.
  • Седова С.Н.
  • Степнова Н.И.




  • Александрова (Романова) Валентина Васильевна (1932 г.р.)


        В конце войны я окончила начальную школу (по болезни один год был пропущен) и 5 класс начала в неполно-средней женской школе №4, расположенной на проспекте Красной Армии. Время было тяжелое. Страна начала залечивать послевоенные раны, еще существовала карточная система, было голодно, но мы не унывали. Все охотно учились, много читали, проводили пионерские сборы, предметные вечера, бывали на экскурсиях. Хорошо помню первые послевоенные выборы в Верховный Совет СССР (Союза Советских Социалистических Республик) в 1946 году и выступление на Советской площади нашего кандидата в депутаты писателя Леонида Леонова. Невозможно забыть и художественные фильмы, которые мы смотрели в Горкино, в клубах трикотажной фабрики и на рабочем поселке. А в городском парке чего только не было для детей и молодежи.

        В 1946 году я стала членом ВЛКСМ (Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи). Секретарем городского комитета ВЛКСМ был Василий Митрофанович Воскресенский, а затем Лидия Кузьминична Косенкова. В 1948 году после окончания семилетней школы я стала учиться в художественно-ремесленном училище № 59, которое находилось в Троице-Сергиевой лавре. Оно готовило реставраторов-строителей памятников архитектуры по инициативе академиков И. Грабаря и А. Шусева. Это училище было единственным в мире. Директором утвердили участника Великой Отечественной войны архитектора В.И. Балдина. В начале войны он, только что закончивший архитектурный институт, принимал участие в маскировке памятников Лавры с друзьями-студентами, чтобы спасти от возможной бомбардировки. Виктор Иванович был замечательным специалистом своей профессии и одаренным педагогом.

        На момент открытия училища и первого набора учащихся в 1945 году ему было всего 25 лет. Я попала во второй набор в 1948 году. Три года учеба прошла очень быстро, и оставила в душе след и воспоминания на всю жизнь. Мы были на полном государственном обеспечении. Нижним бельем, одеждой, обувью, всем были обеспечены. У мальчиков – костюмы, выходные и парадные. У девочек – рабочие платья, выходные и шерстяные парадные. Верхняя одежда для каждого сезона. Ношение формы было обязательным, никаких украшений, никаких новшеств и отклонений в одежде не должно было быть, чтобы не вызвать зависть друг у друга. Ежедневно сам Виктор Иванович в 8.00 утра перед завтраком и началом занятий на линейке осматривал всех. Никто не курил, никаких замечаний в поведении ни у кого не было. Учились ребята из разных областей и районов Союза. Мальчики учились фресковой и альфрейной живописи, резьбе по дереву, по камню, а девочки – декоративно-орнаментальной скульптуре. Нас называли просто лепщиками.

    Валентина, студентка художественно-ремесленного училища, 1949 г. №59


        Девочек было 28 человек, и только трое, в том числе и я, были загорчанами. В комнатах общежития была чистота. Кастелянша – сейчас такую должность никто и не знает – меняла постельное белье каждые 10 дней. В училище обучалось всего 100 человек, но административный аппарат был большой: директор, три заместителя, преподаватели, воспитатели, библиотекарь, секретарь-машинистка, заведующий центральным складом, завхоз, кастелянша, гардеробщики, уборщицы, два сторожа, работники столовой. Несмотря на тяжелое послевоенное время, питание было трехразовым, полноценным, а в выходные и праздничные дни более вкусным.


    Студентки художественно-ремесленного училища. Валентина справа. Июль, 1949 г.


        Преподавателями были:
    Балдин Виктор Иванович – основы архитектуры, черчение,
    Михайлов Михаил Иванович – рисунок и живопись,
    Митик Сергей Герасимович – рисунок и живопись,
    Прохоров Макарий Амвросиевич – лепка и моделирование,
    Алтухов Иов Корнилович – лепка и моделирование,
    Ульянов Николай Васильевич - скульптор, проводил практические занятия в мастерской. Он же в нашей группе девочек был основным нашим наставником, т.е. классным руководителем;
    Сосин Николай Яковлевич – старший воспитатель для всех,
    Сергиевский Викентий Николаевич – учитель истории,
    Царев Николай Николаевич – заведовал библиотекой, с ним мы провели в 1948 году юбилейный вечер, посвященный А.М. Горькому.


        На творческие вечера, вечера отдыха по субботам приходило много молодежи из учительского института, который находился напротив нашего училища, а также рабочей молодежи. В училище был свой духовой оркестр, им управляли сами наши ребята. Запомнились настоящие новогодние балы–маскарады. Однокурсник Алексей Колесников на этих балах выполнял роль почтальона, бегал по всему залу и передавал записки, кому они были написаны. Частыми гостями, проводившими беседы и консультации, были загорские художники – члены «Товарищества художников», друзья наших преподавателей: Николай Яковлевич Беляев. Из учащихся получили впоследствии известность Иван Сандырев, Алексей Колесников, Борис Крылов, Анатолий Чиков, как поэт. После окончания училища все получили документ об образовании и направление на работу с предоставлением жилья.

    Дипломная работа Валентины Романовой (Александровой), Москва 1951 г.


        Это было в 1951 году. Я работала недолго на строительстве станции метро «Комсомольская», а затем вернулась домой на строительство Дворца Культуры им. Ю. Гагарина. Его надо было срочно строить, а мастеров-лепщиков, так называли скульпторов-орнаменталистов, не хватало. Работать было интересно, работали с увлечением, бригадным методом. В бригаде было десять человек, семь мастеров и три мальчика–подсобника. Друг другу помогали. Вместе со всем коллективом работников Дворца Культуры посещали московские театры. Завод выделял автобусы. У каждого из нас, лепщиков, была какая-то вещь, сделанная на память от начала и до конца с установкой на место. У меня гирлянда из дубовых листьев, перевязанная лентой с серпом и молотом в центре, обрамляющая сцену в большом зале. Хорошим мастером был сам бригадир Киселев Иван Алексеевич, живший на Северном поселке. С приходом к власти Хрущева Никиты Сергеевича наша профессия была отменена как дорогостоящая. Это было оправдано. По всей стране развивались промышленность, сельское хозяйство, необходимо было доступное для всех жилье. После долгих поисков себя пришлось окончить Московский педагогический институт имени Н.К. Крупской по специальности история. И еще семь лет училась в Загорском университете марксизма-ленинизма при городском комитете КПСС (Коммунистической Партии Советского Союза).

        С 1963 по 1972 годы работала организатором воспитательной работы в средней школе № 26 поселка Реммаш. С 1972 года по 1981 год – директором Константиновской средней школы, а с 1981 года по 1996 год – директором вновь построенной Самотовинской средней школы. Связь с художниками не теряла, бывала у них на юбилеях. Всегда во время очень скромных застолий они пели русские народные песни, особенно любили «…среди долины ровные…» на слова А. Мерзлякова. В совхозе «Самотовинский» Л. Кузовкин писал портреты передовиков производства, Евгений Захаров писал пейзажи. Художники встречались в школе с ребятами, а Михаил Иванович Михайлов даже помогал в школьной мастерской наладить станки молодому учителю по трудовому обучению. Тогда в школах Страны учащиеся носили школьную форму. Все были одинаково одеты, никто не хвастался своими нарядами, но было приятно на них смотреть. Форма дисциплинировала, приучала к скромности в одежде.

        Наши ребята бывали в мастерских художников: у Николая Ивановича Барченкова, у Леонида Ивановича Кузовкина; Людмила Александровна Кузовкина проводила для них экскурсии в музее. Учительница русского языка и литературы Тамара Ивановна Александрова училась у этих художников основам живописи. Их картины висели в школе. О картине Николая Ивановича Барченкова «Полевые цветы» она написала:

    «Я кусочек весны на холсте задержу,
    Пусть приходит зима, я о том не тужу.
    Как улыбка весны среди ясного дня
    Полевые цветы поглядят на меня».

    Все изменилось с наступлением девяностых годов. На задний план отошли высокая нравственность, духовные ценности. Основная ценность при капитализме – деньги, жажда наживы. Нам остались пока воспоминания о том, что потеряли. Виктор Иванович Балдин перед своим уходом из жизни говорил: «Все обязательно вернется на круги своя». Я в это верю.

    Загорск. Выставка работ Михайлова Михаила Ивановича. Михаил Иванович в центре, Валентина Васильевна от него справа. 1978 г.
         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141300 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144,
    Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-42      Главная страница - http://www.museum-sp.ru