The Museum
History of the Museum
1. The Main Steps of the Museum Activity
documents
chronicle
2.History of the scientific research
personalities
memoirs
restoration
3.History of the educational activity
Scientific Research
conferences and seminars
participation in the exhibitions
scientific works, articles
editions
restoration
expeditions:
-- archaeological
-- collecting monuments of culture and history
The educational activity
celebrations
excursion
participation in festivals, competitions, exhibitions
|
Restoration Activity (page 3)
|
В начале 2009 г. место постоянной прописки на экспозиции «Ризничное собрание XIV-XVII вв.» получила достаточно скромная по своему внешнему виду фелонь. На подкладке оплечья черными чернилами помечено: «Ризы игумена Никона чудотворца». В соответствии с годами жизни преподобного Никона Радонежского (умер в 1426 г.), облачение датируется первой четвертью XV в. Ткани и изделия из них этого времени – огромная редкость в наших музейных собраниях.
Ткань, особенно шелковая, - слишком недолговечный материал. И уже в Описи монастырского имущества 1641 г. фелонь характеризовалась как ветхая. Ее, вероятно, неоднократно перешивали. Более поздним является оплечье и отделка. Зато сохранился стан из великолепной белой итальянской камки (вид шелковой ткани) начала XV в.
Нельзя сказать, что этот памятник не известен специалистам и любителям старины. Одно время он был представлен на экспозиции (несколько десятилетий назад), демонстрировался в 1992 г. на выставке, посвященной преподобному Сергию Радонежскому. Но полноценному показу мешало состояние облачения: несмотря на реставрационное укрепление, проведенное в 1958 г., камка практически на глазах рассыпалась.
В 2005 г. фелонь вновь оказалась в реставрационной мастерской. Более трех лет наш замечательный специалист - Нина Николаевна Шелонникова по кусочкам собирала рассыпавшуюся ткань, проявляя первоначальный узор в виде крупных цветов. На камку с лицевой стороны была наложена тонированная реставрационная сетка, послужившая каркасом, к которому малозаметными шелковыми нитками прикреплялись хрупкие фрагменты. Также были укреплены и все остальные части облачения. Благодаря таланту и терпению Н.Н. Шелонниковой уникальный памятник спасен от полного разрушения и стал еще одним шедевром нашей экспозиции.
|
|