О музее
I. История музея
1. Основные этапы деятельности музея
документы
хроника
юбилейное Торжество в честь 90-летия музея
2. История научно-исследовательской деятельности
персоналии
воспоминания
реставрация
3. История научно-просветительской деятельности
II. Научно-исследовательская деятельность
конференции и семинары
участие в выставках
научные работы, статьи
издательская деятельность
реставрация
III. экспедиции
археологические
по сбору памятников истории и культуры
IV. Научно-просветительская деятельность
а) праздничные мероприятия
б) музейно-образовательные программы
в) кружки и клубы
г) экскурсии
д) участие в фестивалях, конкурсах, выставках
|
Реставрационная деятельность (стр.3)
В начале 2009 г. место постоянной прописки на экспозиции «Ризничное собрание XIV-XVII вв.» получила достаточно скромная по своему внешнему виду фелонь. На подкладке оплечья черными чернилами помечено: «Ризы игумена Никона чудотворца». В соответствии с годами жизни преподобного Никона Радонежского (умер в 1426 г.), облачение датируется первой четвертью XV в. Ткани и изделия из них этого времени – огромная редкость в наших музейных собраниях.
Ткань, особенно шелковая, - слишком недолговечный материал. И уже в Описи монастырского имущества 1641 г. фелонь характеризовалась как ветхая. Ее, вероятно, неоднократно перешивали. Более поздним является оплечье и отделка. Зато сохранился стан из великолепной белой итальянской камки (вид шелковой ткани) начала XV в.
Нельзя сказать, что этот памятник не известен специалистам и любителям старины. Одно время он был представлен на экспозиции (несколько десятилетий назад), демонстрировался в 1992 г. на выставке, посвященной преподобному Сергию Радонежскому. Но полноценному показу мешало состояние облачения: несмотря на реставрационное укрепление, проведенное в 1958 г., камка практически на глазах рассыпалась.
В 2005 г. фелонь вновь оказалась в реставрационной мастерской. Более трех лет наш замечательный специалист - Нина Николаевна Шелонникова по кусочкам собирала рассыпавшуюся ткань, проявляя первоначальный узор в виде крупных цветов. На камку с лицевой стороны была наложена тонированная реставрационная сетка, послужившая каркасом, к которому малозаметными шелковыми нитками прикреплялись хрупкие фрагменты. Также были укреплены и все остальные части облачения. Благодаря таланту и терпению Н.Н. Шелонниковой уникальный памятник спасен от полного разрушения и стал еще одним шедевром нашей экспозиции.
|
|
|