13 н. ст. (3 ст. ст.) января – «Посылали для дров, Ярослава Стогова ранили» (Троицкая Выпись вылазкам).
16 н. ст. (6 ст. ст.) января - Владимирский воевода Михаил Вельяминов писал Яну Сапеге о том, что к нему писали «из Мурома архимандриты, игумены и протопопы, и попы, и дьяконы, и приказные люди, и дворяне, и дети боярские, и посадские люди», что в 30 верстах от города остановились нижегородцы и хотят разорить Муром и потому он просит о помощи (Акты исторические).
18 н. ст. (8 ст. ст.) января - «Посылали для дров, и было дело, Митрофан Сытников языка взял» (Троицкая Выпись вылазкам).
19 н. ст. (9 ст. ст.) января - «Царь прислал к Сапеге с известием, что Дмитрий Шуйский, собрав в Москве несколько тысяч боярских детей и стрельцов, намерен идти к Троице и ночью напасть на наш стан. Сапега отрядил две казацкие роты для разведывания. Все войско было готово к сражению» (Дневник Сапеги).
22 н. ст. (12 ст. ст.) января – «Вылазка из монастыря.
Прибыло несколько детей боярских, бежавших после проигранного сражения, где с царской стороны находилось несколько тысяч человек. Они остановились в деревне, за версту от Нижнего (Новгорода – Т.В.). Бунтовщики, видя их беспечность, напали на них ночью, взяли значительное количество в плен и отвели в Нижний» (Дневник Сапеги).
23 н. ст. (13 ст. ст.) января – ««Была вылазка на заставу, Петр Ошушков языка взял» (Троицкая Выпись вылазкам).
«Вылазка из монастыря, и среди смятения один товарищ из Сумовской роты схвачен, а трое убиты. Вскоре подали помощь из стана. Мы гнали врагов до самых стен. Двое детей боярских из Переяславля перешли на нашу сторону.
В полночь пришло известие о приближающемся к нам московском войске, и Сапега тотчас отправил несколько десятков конницы для разведываний. Пройдя 3 мили (15 верст), в Оманатовне (между реками Ворей и Пажей) узнали, что несколько конных пробирается в монастырь. Сапега послал около 20 рот окружить монастырь, не давая возможности всадникам про-браться туда. Заметив такую предосторожность, московитяне повернули на большую дорогу и наши не могли их преследовать» (Дневник Сапеги).
«Прельстились дети боярские переяславцы Петрушка Ошушков да Степанко Лешуков и во время обычной вылазки отскочили от света во тьму и пристали к врагам Божиим, к литовцам и изменникам, так говорят гетману Сапеге и лютеранину Лисовскому: «Что будет нам, если скажем вам, как можно быстро взять Сергиеву обитель без крови?» Начинатели же зла обещали великим именем одарить их и в число первейших по славе вознести. Те же, через чьи уста действовал дьявольский дух, сказали: «Раскопайте, паны берег верхнего пруда и отведите от труб воду; тогда от жажды вскоре люди изнемогут и поневоле покорятся вашей храбрости»
Обрадованные лукавыми лисицами волки бой у стен прекращают. Немедленно же замысел осуществляют и, прикрываясь от города, чтобы не было видно творимое ими дело, намерение свое совершают. Повелением Александра они разрыли плотину верхнего пруда и пустили воду в Служень овраг в речку Коншору. Но молитвами великого Сергия чудотворца немного вытекло воды тем раскопанным местом. Городские же люди, удивляясь, что те перестали воевать выходили, чтобы раздразнить их; но враги в погоню не пускались и с мест не сходили. Ибо злодеи вызнали уже городских людей приемы, - что те с помощью засады часто у них языков похищали, и потому очень остерегались, чтобы не стало известным зло, которое они творили.
Некоторые же добровольцы, выйдя ночью из города, подползши тихо, взяли стоявшего на страже литвина и привели в город, и обо всем замысле врагов всеми было услышано. И в тот же час, докопавшись всем народом до труб, введенных в обитель чудотворца, провертели их во многих местах; и снова вода потекла из пруда в город. Горожане же, опять выйдя из города в ту ночь, побили всех, делавших это зло, литовцев и русских изменников, которые выпускали воду. Той ночью в монастыре наполнились водой выкопанные пруды и через монастырь протекла вода на другую сторону. Так у литовцев и у изменников этот замысел и не сбылся. Злодеи же, увидев наутро, что в пруду мало воды и что свои перебиты, всплескивали руками» (Сказание Авраамия Палицына).
|