Хроника Осады
Историческая справка
сентябрь 1608 г.
октябрь 1608 г.
ноябрь 1608 г.
декабрь 1608 г.
январь 1609 г.
февраль 1609 г.
март 1609 г.
апрель 1609 г.
май 1609 г.
июнь 1609 г.
июль 1609 г.
август 1609 г.
сентябрь 1609 г.
октябрь 1609 г.
ноябрь 1609 г.
декабрь 1609 г.
январь 1610 г.
|
Историческая справка
|
Героическая оборона крепости Троице-Сергиева монастыря является одной из самых ярких страниц отечественной истории.
Начало XVII в. - важнейший период истории России. Социально-экономические противоречия, обострившиеся к концу XVI в., усугубились династическим кризисом. Ожесточенное соперничество в высших слоях общества и борьба сословий за положение в государстве привели к ослаблению государственной власти и обороноспособности страны, чем не замедлили воспользоваться внешние враги Московского государства, стремившиеся к захвату русских земель и установлению протектората над страной, потерявшей политическое единство. Началась польско-литовско-шведская интервенция. Огромные человеческие жертвы, разорение обширных территорий страны сопровождалось потерей политической и социальной ориентации в обществе. «Отсутствия порядка», и в обществе, и в умах, отразилось в названии исторического периода - Смутное время.
Этот опаснейший для национальной независимости и территориальной целостности страны период стал в то же время важнейшим этапом становления российской государственности, формирования национального и гражданского самосознания русского народа, когда угроза иностранной экспансии заставила примириться враждующие сословия и политические группы и объединиться в борьбе с интервентами за свободу Отечества.
Основные события Смуты пришлись на 1604-1612 гг. Завершением этого периода стало Деулинское перемирие 1618г.
Троице-Сергиев монастырь оказался в центре военных действий в один из критических моментов, когда правительство избранного царя Василия Шуйского потеряло фактический контроль над многими западными и центральными уездами, где хозяйничали войска Лжедмитрия II и иностранные наемники. Некоторые города, монастыри и местности присягнули на верность Самозванцу, который выдавал себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного.
Летом 1608 г. Лжедмитрий II осадил Москву. В качестве одной из мер блокады столицы было принято решение перерезать все важнейшие дороги, связывавшие ее со страной. На захват крепости Троице-Сергиева монастыря, прикрывавшей Переславскую дорогу, были направлены польские воеводы Ян Петр Сапега и Александр Лисовский.
В сентябре 1608 г. к стенам Троице-Сергиева монастыря подошло войско польско-литовских и немецких наемников во главе с Я. Сапегой. Его основу составляла конница, которую дополняли пехотинцы и полевая артиллерия.
Пятнадцатитысячному профессиональному войску нападавших противостояло не более двух с половиной тысяч защитников крепости, среди них был лишь небольшой отряд стрельцов и Троицких слуг, обученных ратному делу, остальные - насельники монастыря и крестьяне окрестных сел и слобод, укрывшиеся в монастыре со своими семьями. В осаде оказалось много женщин, детей и стариков.
Тем не менее осажденные решительно отвергли предложение сдаться: «...И десяти лет христианское отроча в Троицком Сергиеве монастыре посмеется вашему безумству и совету», - ответили они посланцу польского воеводы Сапеги.
Оборона крепости Троице-Сергиева монастыря сыграла стратегическую роль в борьбе с интервентами: она способствовала освобождению
Ярославской дороги, по которой в 1612 г. пришли войска и ополчение, освободившие Москву. Отстояв крепость, ее защитники не позволили интервентам превратить ее в препятствие на пути к освобождению Москвы, не допустили разграбления и поругания национальных сокровищ и духовных святынь русского народа, сберегаемых в монастыри.
Сергиева обитель осталась оплотом стойкости, нерушимости веры и патриотизма. После снятия осады архимандрит Дионисий рассылал из Троицкого монастыря письма с призывами встать на защиту Москвы и православной веры, которые помогали людям избрать истинный путь в бурных перипетиях Смутного времени, что способствовало духовной консолидации народа, воплотившейся в создание ополчения.
|
|