Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты


Хроника Осады

  • Историческая справка
  • сентябрь 1608 г.
  • октябрь 1608 г.
  • ноябрь 1608 г.
  • декабрь 1608 г.
  • январь 1609 г.
  • февраль 1609 г.
  • март 1609 г.
  • апрель 1609 г.
  • май 1609 г.
  • июнь 1609 г.
  • июль 1609 г.
  • август 1609 г.
  • сентябрь 1609 г.
  • октябрь 1609 г.
  • ноябрь 1609 г.
  • декабрь 1609 г.
  • январь 1610 г.
  • Историческая справка



        Героическая оборона крепости Троице-Сергиева монастыря является одной из самых ярких страниц отечественной истории. Начало XVII в. - важнейший период истории России. Социально-экономические противоречия, обострившиеся к концу XVI в., усугубились династическим кризисом. Ожесточенное соперничество в высших слоях общества и борьба сословий за положение в государстве привели к ослаблению государственной власти и обороноспособности страны, чем не замедлили воспользоваться внешние враги Московского государства, стремившиеся к захвату русских земель и установлению протектората над страной, потерявшей политическое единство. Началась польско-литовско-шведская интервенция. Огромные человеческие жертвы, разорение обширных территорий страны сопровождалось потерей политической и социальной ориентации в обществе. «Отсутствия порядка», и в обществе, и в умах, отразилось в названии исторического периода - Смутное время. Самозванец Лжедмитрий I (Гришка Отрепьев) (?-1606)

        Этот опаснейший для национальной независимости и территориальной целостности страны период стал в то же время важнейшим этапом становления российской государственности, формирования национального и гражданского самосознания русского народа, когда угроза иностранной экспансии заставила примириться враждующие сословия и политические группы и объединиться в борьбе с интервентами за свободу Отечества. Основные события Смуты пришлись на 1604-1612 гг. Завершением этого периода стало Деулинское перемирие 1618г. Скотти. М.И. Дионисий Зобниновский вручает патриотическую грамоту.1851 г. х.м.СПМЗ

        Троице-Сергиев монастырь оказался в центре военных действий в один из критических моментов, когда правительство избранного царя Василия Шуйского потеряло фактический контроль над многими западными и центральными уездами, где хозяйничали войска Лжедмитрия II и иностранные наемники. Некоторые города, монастыри и местности присягнули на верность Самозванцу, который выдавал себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного. Летом 1608 г. Лжедмитрий II осадил Москву. В качестве одной из мер блокады столицы было принято решение перерезать все важнейшие дороги, связывавшие ее со страной. На захват крепости Троице-Сергиева монастыря, прикрывавшей Переславскую дорогу, были направлены польские воеводы Ян Петр Сапега и Александр Лисовский. В сентябре 1608 г. к стенам Троице-Сергиева монастыря подошло войско польско-литовских и немецких наемников во главе с Я. Сапегой. Его основу составляла конница, которую дополняли пехотинцы и полевая артиллерия. Пятнадцатитысячному профессиональному войску нападавших противостояло не более двух с половиной тысяч защитников крепости, среди них был лишь небольшой отряд стрельцов и Троицких слуг, обученных ратному делу, остальные - насельники монастыря и крестьяне окрестных сел и слобод, укрывшиеся в монастыре со своими семьями. В осаде оказалось много женщин, детей и стариков. Тем не менее осажденные решительно отвергли предложение сдаться: «...И десяти лет христианское отроча в Троицком Сергиеве монастыре посмеется вашему безумству и совету», - ответили они посланцу польского воеводы Сапеги.

    Иван Мартос. Памятник Минину и Пожарскому. 1816 г.     Оборона крепости Троице-Сергиева монастыря сыграла стратегическую роль в борьбе с интервентами: она способствовала освобождению Ярославской дороги, по которой в 1612 г. пришли войска и ополчение, освободившие Москву. Отстояв крепость, ее защитники не позволили интервентам превратить ее в препятствие на пути к освобождению Москвы, не допустили разграбления и поругания национальных сокровищ и духовных святынь русского народа, сберегаемых в монастыри. Сергиева обитель осталась оплотом стойкости, нерушимости веры и патриотизма. После снятия осады архимандрит Дионисий рассылал из Троицкого монастыря письма с призывами встать на защиту Москвы и православной веры, которые помогали людям избрать истинный путь в бурных перипетиях Смутного времени, что способствовало духовной консолидации народа, воплотившейся в создание ополчения.
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru