Хроника Осады
Историческая справка
сентябрь 1608 г.
октябрь 1608 г.
ноябрь 1608 г.
декабрь 1608 г.
январь 1609 г.
февраль 1609 г.
март 1609 г.
апрель 1609 г.
май 1609 г.
июнь 1609 г.
июль 1609 г.
август 1609 г.
сентябрь 1609 г.
октябрь 1609 г.
ноябрь 1609 г.
декабрь 1609 г.
январь 1610 г.
|
Хроника осады и обороны Троице-Сергиева монастыря
(май 1609 г.) (стр.2)
|
20-го мая н. ст. (10 мая ст. ст.) четвероюродный племянник царя Василия князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский во главе русско-шведского войска выступил из Великого Новгорода в поход за освобождение Москвы от осады самозванца.
«Летом вышли из Швеции шесть или семь тысяч иноземных людей, собранных Скопиным. С ними, добавив больше десяти тысяч московитян, Скопин двинулся к столице… Случилось так, что наше войско было разделено на несколько частей: пан Сапега стоял под монастырем Св. Троицы, Млоцкий с Бобовским были посланы под Коломну, моя рота сторожила дороги в столицу, остальных мы разослали в дозоры; в Вязьме, для большей безопасности, расположили запорожских казаков с полковником Чижом» (Мархоцкий Н. История Московской войны).
23-го мая н. ст. (13 мая ст. ст.) - В Троицкий монастырь был заслан трубач Мартьяш (Сказание Авраамия Палицына).
30-го мая н. ст. (20 мая ст. ст.) - из монастыря бежал крестьянин села Клементьевского Иван Дмитриев. На допросе в лагере Сапеги он сообщил: «А дума и мысль у воевод, которые сидят в монастыре: кому Москва сдастся, тому и монастырь.
А на вылазки не выходят часто потому, что все больны цингой…
А воевода Алексей Голохвастов не может: ноги у него отнялись цингою. А из дворян многие не могут, и стригутся в чернецы и помирают.
А из Москвы к ним в монастырь пришли два человека с грамотами в те поры, как поймали у них с грамотами московских ходоков Июдку Федорова с товарищами. А впредь к Москве хотят отпускать в те поры, как оденется лес…
А стрельцов ныне всего с двадцать и те все не могут. А воинских детей боярских сто с два. А казаков, которые пришли с Сухим Останковым, и тех казаков и не осталось всего сорок, а те все померли.
А пороху и запасов всяких сказывают: много, слышал у своей братии…
А на стене ж в ночи караул живет…
А пришли в монастырь из села из Семенчина деревни Лодыгина три мужика. А вестей сказали, что к ним будет в монастырь помощь сила из Суздаля, из Владимира, из Ярославля. Да монастырские же вотчины крестьяне из Туракова Тишка да из села Резанцова Тишка ж. А вести сказали те ж, что будет к ним сила из Суздаля, Володимера. Да про Лисовского сказали, что пошел под Володимер.
А мор великий. На худой день хоронят человек пятьдесят, а на иной положат и сто. А лошади мрут же, потому что сена нет.
А старых старцев осталось братов с сорок, а те все померли» (Шведский государственный архив).
|
|