О музее
I. История музея
1. Основные этапы деятельности музея
документы
хроника
юбилейное Торжество в честь 90-летия музея
2. История научно-исследовательской деятельности
персоналии
воспоминания
1.Н.А.Маясовой
2.О.В Кругловой
реставрация
3. История научно-просветительской деятельности
II. Научно-исследовательская деятельность
конференции и семинары
участие в выставках
научные работы, статьи
издательская деятельность
реставрация
III. экспедиции
археологические
по сбору памятников истории и культуры
IV. Научно-просветительская деятельность
а) праздничные мероприятия
б) музейно-образовательные программы
в) кружки и клубы
г) экскурсии
д) участие в фестивалях, конкурсах, выставках
|
Воспоминания сотрудников музея
|
Воспоминания Натальи Андреевной Маясовой (стр. 1)
БОЛЕЕ семнадцати лет (1945—1962 гг.) проработав в Загорском историко-художественном музее-заповеднике, хочу поделиться своими воспоминаниями.
Я пришла в музей в марте 1945 г., еще не кончилась Отечественная война, но музейные ценности, хранившиеся в г. Соликамске, уже вернулись из эвакуации. Для меня было большой радостью разрешение присутствовать при их приемке. Это сразу предопределило мою судьбу. Я поняла, что мое место не в школе, где я работала всю войну, а здесь, с этими величайшими произведениями русского искусства. Время было трудное — не хватало ни средств, ни людей.
С 1929 г. музей имел историко-краеведческое и антирелигиозное направление. В числе его часто сменяющихся директоров, наряду с историками, бывали и шофера, и грузчики. В начале 1945 г. музею повезло — во главе его стоял архитектор В. К. Ряховский, заместителем его была искусствовед, прошедшая школу ленинградских музеев Ю. А. Лебедева (впоследствии защитившая диссертацию по произведениям Андрея Рублева), главным хранителем — старый сотрудник музея (с 1929 г.), историк, беззаветно любящий музей А. М. Попова-Курбатова. При музее был и реставрационный участок, с 1938 г. возглавляемый архитектором И. В. Трофимовым, работал высокоавторитетный Ученый совет, в который входили крупнейшие искусствоведы, историки, археологи, архитекторы и инженеры. Эти обстоятельства дали возможность восстановить статус музея как историко-художественного.
Одно из первых мероприятий в этом направлении было создание под руководством Ю. А. Лебедевой экспозиции древнерусского искусства в монастырской Ризнице. К этой работе была подключена и я. Всю монтажную часть выполнял опытный инженер Н. Н. Савельев. Он же восстанавливал, после реставрации знаменитым мастером Н. А. Барановым, иконостас Троицкого собора. Экспозиция древнерусского искусства впоследствии несколько раз перестраивалась, менялось ее оформление, расположение вещей, однако ее содержание и направленность остались такими, как было задано в 1946 г. К празднованию 800-летия Москвы в 1947 г. А. М. Курбатовой и мною в Водяной башне была устроена выставка «Защита крепости Троице-Сергиева монастыря от польско-литовских интервентов в начале XVII в.» Как интерьер XVII в. были восстановлены для показа посетителям Митрополичьи покои. После передачи их, наряду с другими лаврскими сооружениями (в 1947— 1950 гг.) Московской патриархии была устроена новая экспозиция «Русское искусство XVIII в.» в б. Наместничьих покоях, где она значительно измененная существует и по сей день. Автором экспозиции была ученый секретарь музея (с 1945 по 1951 гг.) искусствовед О. Е. Есипова, обладающая, несмотря на тяжелую болезнь, неистощимой энергией. Ее удивительная расположенность к людям многие годы сплачивала коллектив (впоследствии, до своей смерти в 1972 г., она заведовала Архивом художественных произведений Министерства культуры СССР, располагавшимся в двух лаврских башнях).
|
|