Воспоминания сотрудников музея
Воспоминания Натальи Андреевной Маясовой (стр. 2)
В эти годы под руководством А. М. Курбатовой создается штат хранителей со средним образованием, но необычайно аккуратных, внимательно и преданно относящихся к своим обязанностям, начавших работать в музее еще до войны, это были И. Ф. Казаков, Е. К. Рабинович-Солнцева, Н. М. Прасолова. Продолжали работать и некоторые довоенные экскурсоводы — С. С. Рагулина, Т. А. Крючкова, после фронта пришел экскурсоводом художник В. Е. Каравай. Мне было поручено с учетом нового историко-культурного направления написать методические разработки по архитектурному ансамблю и всем экспозициям. Эти разработки просуществовали многие годы. Одновременно с отделами, базирующимися на основном собрании Лавры, в музее закрепился отдел русского народного искусства, собрание которого начало складываться перед войной. Здесь в 1940 —1960 гг. работали: старейший житель Загорска, художник и энтузиаст развития богородской резной игрушки Т. К. Грушевская, Л. Н. Байкова, искусствовед 3. С. Супищикова, около двух лет — искусствовед В. Н. Докучаева. Ими была организована первая большая экспозиция по народному творчеству.
В 1948—1949 гг. в Загорском музее, как и в других музеях страны, работала комиссия Министерства финансов СССР по проверке произведений из драгоценных металлов и камней. Учась в это время в аспирантуре, я три дня работала в комиссии от музея, и хорошо помню это напряженное время. Но музей и, в частности, его главный хранитель А. М. Курбатова с честью выдержали это испытание, не получив от комиссии серьезных претензий. В эти же годы в переданных в эксплуатацию после реставрации Больничных палат, с помощью архитектора И. В. Трофимова, была организована первая экспозиция по истории и реставрации архитектурного ансамбля. Она получила широкое признание, а ее тематико-экспозиционный план мне, как автору, был зачислен в качестве аспирантской темы. Впоследствии эта композиция несколько раз расширялась и обновлялась другими сотрудниками. Большой помехой в работе была частая смена директоров музея. Так, В. К. Ряховского вскоре сменил И. И. Белкин, а его временно Б. С. Щипанов, затем — П. М. Чигирь. Заместитель директора Ю. А. Лебедева, начавшая перестройку музея, не сработавшись с И. И. Белкиным, перевелась (в 1951 г.) в Ленинград в Русский музей. На ее место пришел сотрудник музея из Палеха В. Т. Котов. В течение десяти лет — с 1952 по 1962 г. осуществлять научное руководство в музее пришлось мне. Для меня это были самые памятные годы моей жизни. И потому, что мы были молоды и полны энергии, и потому, что любили музей и нам интересно работать, а, главное, потому, что собрался сильный инициативный коллектив, преданный своему делу.
|
|