Г. А. МАКАРОВСКАЯ
К вопросу о реставрации архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры
в 1920-1990 гг.(стр. 1)
Проблема сохранения и реставрации памятников архитектуры является одной из важнейших. Особенно она сложна и ответственна, когда речь идет о таком неповторимом комплексе как архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде.
В нашей статье мы остановимся только на наиболее существенных моментах из истории реставрации ансамбля на протяжении 70 лет, не ставя перед собой задачу отразить процесс борьбы мнений, полноту обоснованности отдельных реставрационных решений; ограничимся в этих случаях лишь ссылками на соответствующую литературу, так как это было бы темой для отдельной большой работы.
Лавра была национализирована решением Совета Народных Комиссаров 1 ноября 1918 г. Спустя год монастырь был закрыт, монахи переселились в Черниговский и Гефсиманский скиты. Для охраны Лавры была образована коллегия, переименованная затем в Комиссию по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой лавры. Основными задачами этой Комиссии были прием и учет, изучение и охрана памятников, организация реставрации архитектурных сооружений, живописи и шитья.
Кроме членов Комиссии, к выполнению этих задач привлекались известные специалисты. В архиве Сергиево-Посадского музея сохранились докладная записка архитектора Н.Жукова о состоянии Уточьей и Водяной башни, заключение И.В.Рыльского и бывшего лаврского архитектора А.А.Латкова по осмотру Троицкого собора, акт обследования церкви Преображения в Вифании архитектора Феоктистова и другие документы.
Архитектуре уделялось особое внимание. Комплекс сооружений лавры, создававшийся в течение почти шести столетий, с его композиционной цельностью и живописностью, всегда признавался исследователями одним из лучших творений русского зодчества, но тогда, в 1918 г., пожалуй, впервые акцент делался на то, что он представляет собой великолепное художественное созвучие, или ансамбль, являющийся наивысшим достижением сложного искусства архитектуры. Ввиду исключительной историко-художественной ценности архитектурного ансамбля и выявленных Комиссией коллекций, Троице-Сергиева лавра была принята под государственную охрану и передана в ведение Отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Народного комиссариата по просвещению.
20 апреля 1920 г. В.И.Лениным был подписан декрет Совнаркома "Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевской лавры". Этот день стал датой основания музея.
С апреля по июнь 1920 г. междуведомственная комиссия определяла художественную и историческую значимость зданий и сооружений лавры. "Правила по охране художественно-исторических имуществ Сергиевского музея" регламентировали управление зданиями и ценностями. Главной задачей являлись изучение и широкий показ культурного наследия. При музее был "учрежден" архитектурный отдел.
Было совершенно ясно, что первоочередным делом должно стать спасение того, что уже разрушилось и разрушается от времени и человеческого небрежения. Восстановление древнего облика лавры в то необычайно трудное время было невозможно, поэтому задуманная музеем реставрация осуществлялась постепенно, и этот процесс растянулся на несколько десятилетий.
|