О музее
I. История музея
1. Основные этапы деятельности музея
документы
хроника
юбилейное Торжество в честь 90-летия музея
2. История научно-исследовательской деятельности
персоналии
воспоминания
1.Н.А.Маясовой
2.О.В Кругловой
реставрация
3. История научно-просветительской деятельности
II. Научно-исследовательская деятельность
конференции и семинары
участие в выставках
научные работы, статьи
издательская деятельность
реставрация
III. экспедиции
археологические
по сбору памятников истории и культуры
IV. Научно-просветительская деятельность
а) праздничные мероприятия
б) музейно-образовательные программы
в) кружки и клубы
г) экскурсии
д) участие в фестивалях, конкурсах, выставках
|
Воспоминания сотрудников музея
Воспоминания Натальи Андреевной Маясовой (стр. 3)
Директором музея стал оригинальный человек, которого, наверное, помнят в Загорске многие, — Г. А. Сидоров-Окский. Старый большевик (с 1919 г.), не боявшийся начальства; учившийся скульптуре во ВХУТЕМАСе во времена Маяковского, добрый и интеллигентный, он в это время писал детские книжки, окружил себя писателями, поэтами и художниками, многим помогал, но, по существу, мало участвовал в делах музея, шутя, что он «экс-король при правящей императрице» (императрицей была я!). Но в те времена административно-бюрократической системы было счастьем, что директор «не мешает работать», и наш маленький коллектив, иногда споря и ссорясь, успешно строил музей, вскоре получивший мировое признание.
Ядром этого коллектива были — главный хранитель (с 1954 по 1964 гг.), кончившая искусствоведческое отделение Ленинградского университета О. А. Белоброва (сейчас кандидат филологии в Пушкинском доме); с 1948 г. — заведующий историко-художественным отделом Т. В. Николаева (впоследствии известный ученый, доктор исторических наук в Институте археологии АН СССР); старший научный сотрудник, искусствовед Т. Н. Кедрова; заведующий отделом народного искусства, искусствовед О. В. Круглова и сотрудник этого отдела — искусствовед Л. Э. Калмыкова. После ухода на пенсию в 1958 г. А. М. Курбатовой хранителем фондов стала Е. Н. Клитина.
Слаженность коллектива позволила преодолеть один из самых трудных моментов в истории Загорского музея, когда летом 1954 г. было издано постановление, подписанное самим генсеком Г. М. Маленковым о передаче всех ценностей музея в Оружейную палату Московского Кремля. По существу, это был бы конец музея. Мы решили бороться. Воспользовавшись неудачным предварительным приездом комиссии в выходной день и узнав обстоятельства дела, мы подготовились. Мое положение было самое сложное — я замещала директора (Окский лечился в санатории) и брала всю ответственность на себя. Однако я чувствовала за собой крепкий тыл. Договорились, что присутствующие при разговоре будут максимально сдержаны. Помню те краткие фразы, которыми я обменялась с приехавшими (от Министерства культуры СССР — Н. Я. Нерсесов, от Кремля — комендант генерал А. Я. Веденин и директор Оружейной палаты Н. Н. Захаров и кто-то еще):
«Вы знаете, зачем мы приехали? Как будем работать?»
— Простите, но мы не собираемся отдавать Ризницу!»
— «А вам известно, что это решение правительства?»
— «Да, но правительство введено в заблуждение! Мы объясним правительству. Музей основан по декрету, подписанному лично В. И. Лениным». Воцарилась тишина. Представляете удивление приехавших? Только что кончились сталинские времена, все привыкли подчиняться без слов, а тут какие-то девчонки (кроме А. М. Курбатовой, мы все были очень молоды) смеют говорить, что «объяснят правительству».
— «Так это ваше последнее слово?»
— «Да!» — «Можно посмотреть Ризницу?»
— «Пожалуйста, она открыта для посещения!»
Пошли смотреть. Дисциплинированные мужчины больше ни слова о деле, и мы тоже.
|
|
|