О музее
I. История музея
1. Основные этапы деятельности музея
документы
хроника
юбилейное Торжество в честь 90-летия музея
2. История научно-исследовательской деятельности
персоналии
воспоминания
реставрация
3. История научно-просветительской деятельности
II. Научно-исследовательская деятельность
конференции и семинары
участие в выставках
научные работы, статьи
издательская деятельность
реставрация
III. экспедиции
археологические
по сбору памятников истории и культуры
IV. Научно-просветительская деятельность
а) праздничные мероприятия
б) музейно-образовательные программы
в) кружки и клубы
г) экскурсии
д) участие в фестивалях, конкурсах, выставках
|
Экспедиции по сбору памятников истории и культуры (стр.1)
Сергиево-Посадский музей-заповедник – один из немногих сохранивших традицию систематических экспедиционных обследований погасших, тлеющих и еще живых очагов народного искусства Европейской России. Экспедиции и в настоящее время – источник пополнения коллекций народного искусства.
В 1950-1960-е гг. О.В. Кругловой и Л.Э. Калмыковой были изучены северные, северо-западные и верхневолжские регионы России. Экспедиции всегда проводились комплексно: исследовались все виды народного искусства. Планомерно и последовательно изучалась одна или несколько близлежащих областей, тщательно разрабатывались маршруты, рассматривались источники и литература по истории сел, промыслов. На местах скрупулезно выявлялся целый комплекс сведений, необходимых для научной атрибуции произведений.
Большое значение придавалось картографированию центров народного искусства. Подобная методика дала возможность, во-первых, собрать коллекцию народного искусства, включающую почти все его виды; во-вторых, дать каждому экспонату довольно точный научный паспорт; в-третьих, использовать собранный материал для аннотации других собраний. В результате экспедиционной деятельности к концу О.В. Кругловой и Л.Э. Калмыковой музей к концу 1970-х годов стал обладателем одной из лучших коллекций северных прялок, тверской и новгородской вышивки, народной набойки и гончарства.
С начала 1980-х гг. активизировалось изучение южнорусских и центральных областей. Эффективность работы увеличилась после того как музей стал выделять специальный транспорт. Прежде всего, это отразилось на комплектовании коллекции керамики. В результате удалось собрать редкую по составу, полноте и декоративным качествам коллекцию народной керамики Московской и Владимирской областей. Разнообразные по форме и декоративным качествам, изделия гончаров были привезены из Пензенской, Тамбовской и Рязанской областей.
Экспедиции в южнорусские регионы имели свои специфические особенности. Эти районы отличаются чрезвычайной этнической пестротой. Однодворческое население, обслуживавшее южные засечные линии формировалось как из представителей славян, живших с этих краях с VI-VII вв., так и переселенцев по царским указам из центральных губерний, а также мордвы, мещеры, казачества и даже, как свидетельствуют источники, из поляков и литовцев. В сохранении глубинных традиций огромную роль сыграли старообрядцы, которые трудно шли на контакт.
|
|