О музее
I. История музея
1. Основные этапы деятельности музея
документы
хроника
юбилейное Торжество в честь 90-летия музея
2. История научно-исследовательской деятельности
персоналии
воспоминания
реставрация
3. История научно-просветительской деятельности
II. Научно-исследовательская деятельность
конференции и семинары
участие в выставках
научные работы, статьи
издательская деятельность
реставрация
III. экспедиции
археологические
по сбору памятников истории и культуры
IV. Научно-просветительская деятельность
а) праздничные мероприятия
б) музейно-образовательные программы
в) кружки и клубы
г) экскурсии
д) участие в фестивалях, конкурсах, выставках
|
Реставрационная деятельность (стр.8)
Реставрация икон и покрова. Возврат в экспозицию
После проведения реставрационных работ четыре предмета возвращены на свое постоянное место в постоянную экспозицию «Ризничное собрание XIV-XVII вв.».
Покров «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому» (ил. 1) является вкладом в Троице-Сергиев монастырь боярина и конюшего Бориса Федоровича Годунова и его жены Марии Григорьевны. Он был возложен «на преподобного Сергия чудо-творца» (то есть на раку с мощами Святого) 4 июня 1587 г. Впервые покров реставрировался еще в 1941 г., тогда были частично укреплены ткань фона и жемчуг, а также заменена обветшавшая подкладка. В 2012-2013 гг. художник-реставратор высшей категории Н. Н. Шелонникова укрепила по всей поверхности ткань фона (с восполнением утрат реставрационным материалом), шитье и жемчуг; также была проведена очистка покрова от загряз-нений и удалена деформация ткани.
На наперсной иконе, предположительно принадлежавшей сыну Ивана Грозного – Ивану (СПМЗ, инв. 1), художниками-реставраторами металла П.Н. Котельниковым и А.В. Ивченко, кроме удаления поверхностных загрязнений и частичного выправления дефор-мации золота, восстановлен крепежный штифт.
|
|
Две иконы в драгоценных окладах: «Богоматерь Умиление» (ил. 2) и «Богоматерь Донская» (ил. 3,4,5) потребовали усилий реставраторов различной специализации: «темперщиков», «тканщиков», «металлистов», - консультации специалистов по стеклу и камням. В результате, оба произведения древнерусской живописи приобрели достойный экспозиционный вид, причем не только «с лица» но и «с изнанки» - серьезному укрепле-нию и очистке подверглись «сорочки» (ткани, закрывающие оборот иконы).
2. Икона в окладе. Богоматерь Умиление.Россия. XVII в.Вид после реставрации 2011 – 2013 гг. |
3. Икона в окладе. Богоматерь Донская.Россия. XVI в.Вид в процессе реставрации. |
4. Икона в окладе. Богоматерь Донская. Вид после реставрации 2010-2013 гг. |
5. Оборот иконы. Богоматерь Донская. Вид после реставрации 2010-2013 гг.
|
|
14 марта 2013 г. Г.П. Черкашина.
|