Завершился очередной этап подготовки новой экспозиции «Святыни и сокровища Троице-Сергиева монастыря XIV–XVII веков», для которой в 2013 году реставраторами СПМЗ приведено в порядок более 20 произведений.
Художники-реставраторы металла П.Н. Котельников, А.В. Ивченко и Е.В. Ромашкина, основном, занимались очисткой серебряных вещей от сульфидной пленки, делавшей их серыми и тусклыми. Среди отреставрированных экспонатов – небольшой дискос XV века, который монастырская традиция связывает с именем преподобного Никона Радонежского, 7 крестов XIV-XVII веков, 3 панагии XV и XVI веков, чаша заздравная вклада царя Ивана Грозного, 3 чарки и кандило (осветительный прибор) вклада его племянницы королевы Марфы Старицкой, две серебряные лампады вклада Годуновых, ладаница XVII века вклада В.Ф. Янова.
Вероятно, посетители теперь с трудом узнают водосвятную чашу вклада келаря Александра Булатникова, данную им в Троицкий монастырь в 1631 году, хотя на ней всегда заострялось внимание зрителей. Вновь заблестели ее серебряное кованое тулово, покрытые позолотой мишень на дне, ажурный поддон, львиные морды, сквозь которые продеты кольца – ручки чаши, и знаменитая вкладная надпись, окончание которой слышал из уст экскурсовода каждый посетитель прежней экспозиции: «… а хто сию чашу из дому Живоначальные Троицы возметъ или власти продадут или кому отдадутъ судимъ будет со мною на втором Христове пришествии».
В течение 2013 года была подготовлена к экспонированию одна из древнейших икон в собрании музея – икона XIV века «Святая Анна с младенцем Марией». Живопись реставрировала заведующая отделом реставрации О.Б. Куцель, оклад – реставратор Е.В. Ромашкина под руководством П.Н. Котельникова. Теперь икона выглядит иначе – удалены потемневшая олифа и поздние записи, очищен от загрязнений позолоченный оклад, на иконе укреплена басменная цата (несколько десятилетий она хранилась отдельно).
Т.В. Кузнецова
|