Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

О музее

I. История музея
1. Основные этапы деятельности музея
  • документы
  • хроника
  • юбилейное Торжество в честь 90-летия музея
  • 2. История научно-исследовательской деятельности
  • персоналии
  • воспоминания
  • 1.Н.А.Маясовой
    2.О.В Кругловой
  • реставрация
  • 3. История научно-просветительской деятельности

    II. Научно-исследовательская деятельность
  • конференции и семинары
  • участие в выставках
  • научные работы, статьи
  • издательская деятельность
  • реставрация
  • III. экспедиции
  • археологические
  • по сбору памятников истории и культуры
  • IV. Научно-просветительская деятельность

    а) праздничные мероприятия
    б) музейно-образовательные программы
    в) кружки и клубы
    г) экскурсии
    д) участие в фестивалях, конкурсах, выставках
    Rus Eng

    Воспоминания сотрудников музея

    Воспоминания Кругловой Ольги Владимировны (стр. 5)


    Книга О.В. Кругловой «Русская народная резьба и роспись по дереву» (М., 1974), ОТ ТАРНОГИ ДО ПАРИЖА

    Как все рассчитано! Внизу, по обе стороны лопаты, спущены две круглые серьги с маленькими резными розеточками. Всю нижнюю часть лопасти занимает густой, четкий, как влитой в это пространство, узор из пересеченных квадратиков. А все, что выше над ним, — настоящий вихрь розеток по огромному кругу. Это подлинный гимн солнцу! Солнце залило всю Вселенную! Оно всюду, всюду! И восходящее, и заходящее, и в зените. Всюду играют его лучи — грани лучистых розеток! И все эти маленькие солнышки и солнца умело, легко, артистично объединил мастер единым росчерком в огромную, от края до края розетку. И узор стал величавым, значительным. Какое безупречное понимание декоративных задач! А под самыми городками, под навершием прялки, тоже в круглых клеймах резная надпись: «Сия прялка крестьянки Настасий Алексеевны Шибановой».
    Кто же была хозяйка этой чудесной прялки? Девушка или молодая женщина? От кого она получила этот бесценный дар — от любимого ли на свадьбу, от отца ли в приданое? Счастливо ли прошла жизнь Настасий Алексеевны? Молчит красавица прялка. А я все продолжаю ее рассматривать. И не могу удержать улыбку счастья от встречи с таким редким по красоте произведением искусства. Как замечательно узор связан с формой прялки, как он подчеркивает и выявляет ее. Украшены резьбой даже боковинки ножки. Это делают очень редко. А на крутом подъеме донца положен рельефный гребешок, который словно подводит наш глаз к основному узору внутренней стороны лопаты, состоящему тоже из розеток, объединенных в общую композицию. Он лежит так же густо, как и на фасаде, но занимает лишь самую нижнюю часть лопасти. И это не огромная круглая розетка, а лишь половинка, и напоминает она заходящее солнце. А над ним чистая гладь дерева. Не ночное ли небо?
    А вверху, опять под городками, вырезана вторая и еще более ценная для нас надпись: «Сию прясницу работал крестьянин деревни Дуб... Степан Оглоблин 1890 декабря 29 дня».

    Прочитав надпись и глянув на закрытый занавес, я вскочила и начала благодарить женщину — хозяйку прялки. Я готова была ее расцеловать. А потом уже совсем громко, обращаясь ко всем, я стала делиться своей радостью. Я восхищалась узором, мастерством, читала им надписи и радовалась тому, что такая прекрасная вещь подписана автором, что особенно ценится. И люди начали аплодировать.
    — Правильно, друзья, Степан Оглоблин, что сделал когда-то эту прялку, заслужил аплодисменты.
    А в антракте прялка ходила по рукам. Почти каждый подержал ее и подивился мастерству своего земляка. Ночью в автобусе я ее не привязала, как все остальные экспонаты, к мягкому сиденью, а положила на колени и, держась всю дорогу одной рукой за поручни, старалась охранить ее от резких толчков. А сама все любовалась легким бегом лучистых розеток, что мерцали мне, как яркое солнце в белой ночи. И вспомнила я сейчас еще один момент в судьбе этого замечательного произведения. Я видела, как в Париже на нашей выставке «Русское дерево» в 1973 г. в центральных выставочных залах Grand Palais перед ней стояли зачарованные ее броской красотой французы. Парижане всю нашу выставку приняли очень тепло. И в последнем зале выставки, где экспонировалось русское народное искусство, в том числе, конечно, и прялки, посетители каждый предмет оглядывали с необычайным вниманием. Но перед прялкой Степана Оглоблина задерживались долго, и там всегда скапливалась небольшая группа настоящих ценителей искусства. В роскошный каталог этой выставки, оформление которого делали сами французы и на свой вкус, она была включена в число немногих цветных иллюстраций как шедевр русского резного дерева.


    1      2      3      4      5     

       Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru