Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

О музее

I. История музея
1. Основные этапы деятельности музея
  • документы
  • хроника
  • юбилейное Торжество в честь 90-летия музея
  • 2. История научно-исследовательской деятельности
  • персоналии
  • воспоминания
  • 1.Н.А.Маясовой
    2.О.В Кругловой
  • реставрация
  • 3. История научно-просветительской деятельности

    II. Научно-исследовательская деятельность
  • конференции и семинары
  • участие в выставках
  • научные работы, статьи
  • издательская деятельность
  • реставрация
  • III. экспедиции
  • археологические
  • по сбору памятников истории и культуры
  • IV. Научно-просветительская деятельность

    а) праздничные мероприятия
    б) музейно-образовательные программы
    в) кружки и клубы
    г) экскурсии
    д) участие в фестивалях, конкурсах, выставках
    Rus Eng

    Воспоминания сотрудников музея

    Воспоминания Кругловой Ольги Владимировны (стр. 4)


    Круглова О.В. на методсовете 1950-е годы. (4-я слева) ОТ ТАРНОГИ ДО ПАРИЖА

    И не только в Тарноге, а и кругом Тарноги, — в том лесном краю, действительно, любили делать прялки с огромной лопастью. Я бывала в экспедициях всюду вокруг Тарноги. И в Нюксенице, что на Сухоне, южнее Тарногского городка. И в страшной глуши на реке Кулой, западнее Тарногского района. И к северу от Тарноги на реке Устья уже в Архангельской области. Всюду в этих местах бытуют прялки-гиганты с огромной лопастью — прялки-лопаты. Но прялки Тарноги все же среди них стоят особняком. Здесь мы сталкиваемся с какой-то особой, очень высокой культурой резного декора всей прялки в целом. В первую очередь обращает внимание безупречная техника трехгранно-выемчатой резьбы. Поражает также умение создавать бесконечное количество вариаций всего из нескольких элементов, характерных для этой техники. Беспредельна творческая фантазия орнаментального решения! Но главное — в сочной резьбе тарногских прялок есть всегда что-то значительное, весомое, всегда четкое, и это прекрасно увязывается с простотой ее формы и, кроме того, подчеркивает монументальность предмета. И еще — мастер Тарноги умеет любоваться деревом, и кажется, что он подчас засыпает предмет роскошной густой резьбой только для того, чтобы выявить путем контраста не тронутую резцом и кистью естественную красоту дерева — его цвет и прихотливый узор волокон.
    Сначала мне нравились только прялки, в которых на огромных лопатах рядом с резьбой была видна гладкая древесина. Но, оказывается, и густой узор, закрывающий весь фасад прялки от края до края, бывает тоже необычайно красив. И мне посчастливилось в последний день моей работы в Тарногском районе увидеть и приобрести для музея настоящий шедевр с подобным решением резного декора. Это было в деревне Денисовской Верхнеспасского сельсовета. Меня оставили в этой деревне, как всегда, а автобус ушел дальше на лесопункт, где бригада артистов должна была дать первые два концерта. А на обратном пути, почти в 12 ночи, еще один концерт в той деревне, где я работала. И, как нарочно, в этот вечер мне не везло. Вероятно, потому, когда подъехал автобус к клубу, я решила кончить мои «хождения по мукам» и вместе с колхозниками посмотреть концерт.

    Зал был уже переполнен. Это была живая, очень отзывчивая, несколько наивная и всегда доброжелательная аудитория, и находиться среди них мне доставляло истинное удовольствие. Я нашла местечко и села среди зрителей. Слышно было, как за занавесом ходили по сцене, двигали мебель, как настраивали инструменты. А публика сидела, не изъявляя ни малейшего нетерпения или какой-либо нервозности. Настроение у всех было приподнято-праздничное. Они готовы ждать начала представления сколько угодно, если это будет необходимо. А артисты? Они тоже молодцы. Они делали все возможное, чтоб подарить этим людям праздничный вечер.
    И вот именно в этот момент напряженного ожидания я увидела, как молодая женщина вошла в зал и, глядя на меня, стала пробираться в нашу сторону. И вдруг я увидела, что в руках у нее огромная прялка. Я потянулась к ней, и мне ее передали, как по цепочке, из рук в руки. Я глянула и замерла. Дерево было еще темным и сырым (хозяйка не хотела показать ее людям пыльной и сполоснула прямо у колодца). А резьба все равно была видна четко. Всю лопату от края до края занимала резная композиция. И с каким чувством красоты был исполнен этот узор! Вот гладкое место для руки на ножке. И мне захотелось именно только на этот отполированный руками кусочек гладкого дерева положить свою руку.


    1      2      3      4      5     

       Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru