Ризница Троице-Сергиевой Лавры XIV-XIX вв. (стр. 3)
Ювелирное искусство оказало влияние и на развитие лицевого шитья. В декоре произведений, выполненных в царицыных мастерских, все более активно используются жемчуг, драгоценные камни, золотые и серебряные нити. Виртуозной техникой, сложным композиционным замыслом, ярким живописным решением отличаются работы из мастерской князей Старицких.
Лучшие художественные традиции времени Ивана Грозного были поддержаны и развиты в эпоху Бориса Годунова. В документах неоднократно упоминаются особенные случаи посещения Троицкого монастыря русским царем, сопровождавшиеся обычно щедрыми подарками. Искусство этого времени в экспозиции музея представлено отдельным залом.
Годуновские ювелиры особенно славились искусством черни по золоту, выдающимся образцом которой является литургический набор, представленный в экспозиции. Наряду с другими техниками чернь занимает большое место в декоре оклада на икону «Троица» письма Андрея Рублева. Основные части этого оклада выполнены по заказу Бориса Годунова, впоследствии он был дополнен более поздними деталями. В 1602/3 году Борис Годунов «пожаловал дал вкладу шапку архимандричью», то есть митру, с золотым венцом, золотыми дробницами, жемчугом и драгоценными камнями — лалами, изумрудами, яхонтами лазоревыми.
Талантливые вышивальщицы и художники работали в мастерских царя Бориса Годунова. Покровец-сударь «Троица» и индитию (одежду на престол) «Предста царица» отличают подчеркнутая роскошь, декоративность, высокое техническое мастерство. Выдающимся памятником орнаментального шитья является «Жемчужная пелена» 1599 г. , в декоре которой наряду с жемчугом и золотом большую роль играют яркие разноцветные драгоценные камни – красные, синие, зеленые.
Многообразны по материалам и технике исполнения изделия мастеров золотого и серебряного дела XVII в. Ведущая роль в их декоративном убранстве принадлежит эмалям, чеканке, драгоценным камням. Характерным произведением этой эпохи является митра князей Мстиславских, подаренная монастырю в 1626 году. Все детали ее декора, обнизанные крупным жемчугом и прекрасно скомпонованные, производят впечатление необычайной красочности и царственной роскоши.
Тончайшая гравировка и чернь украшает золотой кресты, один из которых подарен дочерью царя Михаила Федоровича Ириной, другой родственниками думного дьяка Ивана Грамотина. Редкой красотой отличается крест, выполненный мастером Андреем Маловым.
Подчеркнутая декоративность, искусная техника шитья, многообразие ее приемов отличает лицевое шитье XVII в. Ярким памятником эпохи является покров «Савва Сторожевский». Весь его фон шит «на аксамитное дело», что производит впечатление драгоценной ткани – аксамита. Особая тонкость и тщательность шитья характерна для работ мастерских Строгановых.
Необычайно разнообразно в коллекции музея орнаментальное шитье этого времени. Интересным памятником является великолепная епитрахиль, шитая по красному бархату жемчугом, золотыми дробницами, мелкими гранатами и бирюзой.
|