Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Ризница
Экспозиции:
  • Ризничное собрание художественных ценностей XIV-XIX вв.(иконы, рукописные книги, литургические ткани, церковная утварь)
  • Выставки:


    Конный двор
    Экспозиции:
  • Древнейшее прошлое Сергиево-Посадского края (археология)
  • Троице-Сергиева Лавра:архитектурный ансамбль, страницы истории (XIV-XVIII вв.)
  • Русское декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.(открытые фонды)
  • Мир русской деревни (русское народное искусство в жизни человека)
  • Выставки:
  • «Музей русской матрёшки»
  • "Преподобный Сергий – помощник всему государству и государям российским"
  • «Между небом и землёй» (виды русских монастырей)
  • «Образцы печные, рельефные и расписные»
  • «ХУДОЖНИК И ПРОМЫСЕЛ. ТВОРЧЕСТВО В.И. СОКОЛОВА»

  • Главный корпус
    Выставки:

  • «Перекрёстки впечатлений» (галерея «Арс Лонга»)

  • Краеведческий корпус
    Выставки:

  • От революции до войны (1917-1941 гг.)
  • «В годы войны»
  • У Троицы в Сергiевом посаде(картинки провинциальной жизни)
  • «Душа хранит воспоминанья. Детство. 1950-е годы»
  • Выставка "Война и мы"


  • ИНТЕРЕСНЫЙ ЭКСПОНАТ
    Смотреть



    Старый архив   Новый архив
    Rus Eng

    Ризница Троице-Сергиевой Лавры XIV-XIX вв. (стр. 3)


    Зал экспозиции Русского искусства XVI в. Ювелирное искусство оказало влияние и на развитие лицевого шитья. В декоре произведений, выполненных в царицыных мастерских, все более активно используются жемчуг, драгоценные камни, золотые и серебряные нити. Виртуозной техникой, сложным композиционным замыслом, ярким живописным решением отличаются работы из мастерской князей Старицких. Лучшие художественные традиции времени Ивана Грозного были поддержаны и развиты в эпоху Бориса Годунова. В документах неоднократно упоминаются особенные случаи посещения Троицкого монастыря русским царем, сопровождавшиеся обычно щедрыми подарками. Искусство этого времени в экспозиции музея представлено отдельным залом.

    Оклад на икону «Троица» письма Андрея Рублёва XVI – XVIII вв. Годуновские ювелиры особенно славились искусством черни по золоту, выдающимся образцом которой является литургический набор, представленный в экспозиции. Наряду с другими техниками чернь занимает большое место в декоре оклада на икону «Троица» письма Андрея Рублева. Основные части этого оклада выполнены по заказу Бориса Годунова, впоследствии он был дополнен более поздними деталями. В 1602/3 году Борис Годунов «пожаловал дал вкладу шапку архимандричью», то есть митру, с золотым венцом, золотыми дробницами, жемчугом и драгоценными камнями — лалами, изумрудами, яхонтами лазоревыми.

    Крест на Голгофе. Жемчужная пелена. 1599 г. Вклад царя Бориса Фёдоровича Годунова Талантливые вышивальщицы и художники работали в мастерских царя Бориса Годунова. Покровец-сударь «Троица» и индитию (одежду на престол) «Предста царица» отличают подчеркнутая роскошь, декоративность, высокое техническое мастерство. Выдающимся памятником орнаментального шитья является «Жемчужная пелена» 1599 г. , в декоре которой наряду с жемчугом и золотом большую роль играют яркие разноцветные драгоценные камни – красные, синие, зеленые.

    	Митра. 1626 г. Вклад по князе Фёдоре Ивановиче Мстиславском. Многообразны по материалам и технике исполнения изделия мастеров золотого и серебряного дела XVII в. Ведущая роль в их декоративном убранстве принадлежит эмалям, чеканке, драгоценным камням. Характерным произведением этой эпохи является митра князей Мстиславских, подаренная монастырю в 1626 году. Все детали ее декора, обнизанные крупным жемчугом и прекрасно скомпонованные, производят впечатление необычайной красочности и царственной роскоши. Тончайшая гравировка и чернь украшает золотой кресты, один из которых подарен дочерью царя Михаила Федоровича Ириной, другой родственниками думного дьяка Ивана Грамотина. Редкой красотой отличается крест, выполненный мастером Андреем Маловым.


    Зал экспозиции русского искусства XVII вв.  Подчеркнутая декоративность, искусная техника шитья, многообразие ее приемов отличает лицевое шитье XVII в. Ярким памятником эпохи является покров «Савва Сторожевский». Весь его фон шит «на аксамитное дело», что производит впечатление драгоценной ткани – аксамита. Особая тонкость и тщательность шитья характерна для работ мастерских Строгановых. Необычайно разнообразно в коллекции музея орнаментальное шитье этого времени. Интересным памятником является великолепная епитрахиль, шитая по красному бархату жемчугом, золотыми дробницами, мелкими гранатами и бирюзой.


    1      2      3      4

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru