Ризница Троице-Сергиевой Лавры XIV-XIX вв. (стр. 2)
Исключительное место в коллекции занимают памятники великокняжеской Москвы и начального периода русского централизованного государства. Наиболее яркое выражение высокие идеи искусства Москвы нашли в творчестве Андрея Рублева. Искусство иконописи в этот период оказало огромное влияние на развитие художественного шитья. Музей располагает одной из лучших коллекций разнообразных шитых произведений. С иконописцами круга Андрея Рублева связано одно из лучших произведений древнего русского искусства — шитый покров с изображением Сергия Радонежского. Это своеобразный средневековый портрет, выполненный разноцветными шелками в 20-х годах XV века.
Многие произведения сохранили исторические летописи, повествующие о памятных, а порой и драматических событиях своей эпохи.
В создании пелены «Явление Богоматери преп. Сергию Радонежскому» нашла отражение трагическая судьба первой жены Василия III, великой княгини Соломонии Сабуровой. Шитая разноцветными шелками, жемчугом, золотыми и серебряными нитями пелена была подарена в Троицкий монастырь в 1525 году как моление о рождении ребенка: «... подай же им Господи плод чрева...».
Эстетические представления эпохи раскрывают и разнообразные изделия московских златокузнецов и серебряников. Для наиболее ранних произведений XIV -XV веков характерны простота и скромность декора, отвечавшие как нельзя лучше духу времени. К числу таких работ относится подписной серебряный крест-мощевик с гравировкой и каменной рельефной иконкой мастера Семена Золотилова, предположительно, выполненный по заказу великого князя Дмитрия Ивановича (Донского).
Выдающимся памятником ювелирного искусства великокняжеской Москвы является золотой потир с великолепной филигранью по краю чаши, подаренный в Троице-Сергиев монастырь великим князем Василием II в 1449 году. На поддоне потира сохранилась редчайшая подпись с именем мастера — «А делал Иван Фомин».
Мастерскую Троице-Сергиева монастыря представляют работы замечательного резчика и ювелира середины XV века Амвросия, отличающиеся совершенством композиций, виртуозностью резьбы, живописностью орнаментального узора. К числу выдающихся памятников эпохи относится икона-складень из орехового дерева в золотой филигранной оправе, выполненная по заказу игумена монастыря Вассиана Рыло.
Целый комплекс прекрасных памятников подарен в монастырь Иваном Грозным в XVI веке. Этот период, когда Москва становится общерусским культурным центром, является признанной порой расцвета ювелирного искусства. Лучшие работы выполнены мастерами Московской Оружейной палаты и Троице-Сергиева монастыря. Ярким отражением этой эпохи являются золотые венцы и цаты с подвесками, подаренные Иваном Грозным для украшения иконы «Троица» письма Андрея Рублева. Их форма отличается изысканной простотой, а декоративное убранство, построенное на сочетании искусной чеканки, филиграни и зерни по золоту с разноцветными эмалями и драгоценными камнями, необыкновенно нарядно. Выдающейся работой московских чеканщиков второй половины XVI века является золотой оклад на икону Сергий Радонежский, выполненный 14 мастерами Оружейной палаты.
|