Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Ризница
Экспозиции:
  • Ризничное собрание художественных ценностей XIV-XIX вв.(иконы, рукописные книги, литургические ткани, церковная утварь)
  • Выставки:


    Конный двор
    Экспозиции:
  • Древнейшее прошлое Сергиево-Посадского края (археология)
  • Троице-Сергиева Лавра:архитектурный ансамбль, страницы истории (XIV-XVIII вв.)
  • Русское декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.(открытые фонды)
  • Мир русской деревни (русское народное искусство в жизни человека)
  • Выставки:
  • «Музей русской матрёшки»
  • "Преподобный Сергий – помощник всему государству и государям российским"
  • «Между небом и землёй» (виды русских монастырей)
  • «Образцы печные, рельефные и расписные»
  • «ХУДОЖНИК И ПРОМЫСЕЛ. ТВОРЧЕСТВО В.И. СОКОЛОВА»

  • Главный корпус
    Выставки:

  • «Перекрёстки впечатлений» (галерея «Арс Лонга»)

  • Краеведческий корпус
    Выставки:

  • От революции до войны (1917-1941 гг.)
  • «В годы войны»
  • У Троицы в Сергiевом посаде(картинки провинциальной жизни)
  • «Душа хранит воспоминанья. Детство. 1950-е годы»
  • Выставка "Война и мы"


  • ИНТЕРЕСНЫЙ ЭКСПОНАТ
    Смотреть



    Старый архив   Новый архив
    Rus Eng

    Ризница Троице-Сергиевой Лавры XIV-XIX вв. (стр. 2)


    Сергий Радонежский. Покров. 20-е годы XV в. Исключительное место в коллекции занимают памятники великокняжеской Москвы и начального периода русского централизованного государства. Наиболее яркое выражение высокие идеи искусства Москвы нашли в творчестве Андрея Рублева. Искусство иконописи в этот период оказало огромное влияние на развитие художественного шитья. Музей располагает одной из лучших коллекций разнообразных шитых произведений. С иконописцами круга Андрея Рублева связано одно из лучших произведений древнего русского искусства — шитый покров с изображением Сергия Радонежского. Это своеобразный средневековый портрет, выполненный разноцветными шелками в 20-х годах XV века.

    Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому, Праздники и избранные святые. Пелена. 1525 г. Вклад великого князя Василия III и великой княгини Соломонии. Многие произведения сохранили исторические летописи, повествующие о памятных, а порой и драматических событиях своей эпохи. В создании пелены «Явление Богоматери преп. Сергию Радонежскому» нашла отражение трагическая судьба первой жены Василия III, великой княгини Соломонии Сабуровой. Шитая разноцветными шелками, жемчугом, золотыми и серебряными нитями пелена была подарена в Троицкий монастырь в 1525 году как моление о рождении ребенка: «... подай же им Господи плод чрева...».

    Потир. 1449 г. Работа Ивана Фомина. Вклад великого князя Василия II Эстетические представления эпохи раскрывают и разнообразные изделия московских златокузнецов и серебряников. Для наиболее ранних произведений XIV -XV веков характерны простота и скромность декора, отвечавшие как нельзя лучше духу времени. К числу таких работ относится подписной серебряный крест-мощевик с гравировкой и каменной рельефной иконкой мастера Семена Золотилова, предположительно, выполненный по заказу великого князя Дмитрия Ивановича (Донского). Выдающимся памятником ювелирного искусства великокняжеской Москвы является золотой потир с великолепной филигранью по краю чаши, подаренный в Троице-Сергиев монастырь великим князем Василием II в 1449 году. На поддоне потира сохранилась редчайшая подпись с именем мастера — «А делал Иван Фомин».


    Предстоящие у креста и праздники. Икона-складень. 1456 г. Работа Амвросия. Внутренний вид. Фрагмент. Мастерскую Троице-Сергиева монастыря представляют работы замечательного резчика и ювелира середины XV века Амвросия, отличающиеся совершенством композиций, виртуозностью резьбы, живописностью орнаментального узора. К числу выдающихся памятников эпохи относится икона-складень из орехового дерева в золотой филигранной оправе, выполненная по заказу игумена монастыря Вассиана Рыло.


    Оклад на икону «Сергий Радонежский»  XVII в. Целый комплекс прекрасных памятников подарен в монастырь Иваном Грозным в XVI веке. Этот период, когда Москва становится общерусским культурным центром, является признанной порой расцвета ювелирного искусства. Лучшие работы выполнены мастерами Московской Оружейной палаты и Троице-Сергиева монастыря. Ярким отражением этой эпохи являются золотые венцы и цаты с подвесками, подаренные Иваном Грозным для украшения иконы «Троица» письма Андрея Рублева. Их форма отличается изысканной простотой, а декоративное убранство, построенное на сочетании искусной чеканки, филиграни и зерни по золоту с разноцветными эмалями и драгоценными камнями, необыкновенно нарядно. Выдающейся работой московских чеканщиков второй половины XVI века является золотой оклад на икону Сергий Радонежский, выполненный 14 мастерами Оружейной палаты.


    1      2      3      4

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru