Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Ризница
Экспозиции:
  • Ризничное собрание художественных ценностей XIV-XIX вв.(иконы, рукописные книги, литургические ткани, церковная утварь)
  • Выставки:


    Конный двор
    Экспозиции:
  • Древнейшее прошлое Сергиево-Посадского края (археология)
  • Троице-Сергиева Лавра:архитектурный ансамбль, страницы истории (XIV-XVIII вв.)
  • Русское декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.(открытые фонды)
  • Мир русской деревни (русское народное искусство в жизни человека)
  • Выставки:
  • «Музей русской матрёшки»
  • "Преподобный Сергий – помощник всему государству и государям российским"
  • «Между небом и землёй» (виды русских монастырей)
  • «Образцы печные, рельефные и расписные»
  • «ХУДОЖНИК И ПРОМЫСЕЛ. ТВОРЧЕСТВО В.И. СОКОЛОВА»

  • Главный корпус
    Выставки:

  • «Перекрёстки впечатлений» (галерея «Арс Лонга»)

  • Краеведческий корпус
    Выставки:

  • Выставка "Этот день Победы!"
  • От революции до войны (1917-1941 гг.)
  • «В годы войны»
  • У Троицы в Сергiевом посаде(картинки провинциальной жизни)
  • «Душа хранит воспоминанья. Детство. 1950-е годы»
  • Выставка "Война и мы"


  • ИНТЕРЕСНЫЙ ЭКСПОНАТ
    Смотреть



    Старый архив   Новый архив
    Rus Eng

    Выставка «Музей русской матрёшки»


    Открытие выставки «Музей русской матрёшки» В рамках первого фестиваля русской матрёшки, который проходил 10 июня 2012 года в музейном комплексе «Конный двор» состоялось открытие выставки «Музей русской матрешки». Сергиево-Посадский музей является обладателем одного из лучших собраний матрешек из разных уголков России, и вновь созданная выставка по праву названа «музеем». Выставка «Музей русской матрёшки» знакомит посетителей с большим кругом экспонатов XX–XXI века из собрания Сергиево-Посадского государственного музея-заповедника и частных коллекций, которые позволяют проследить основные этапы развития куклы-матрёшки. В экспозиции представлены работы профессиональных художников и народных мастеров всех традиционных центров производства матрёшки, расположенных в Московском, Нижегородском, Вятском регионах, а также такое яркое явление современной художественной жизни как «авторская» матрёшка.


    Зал выставки Музей матрёшки Огромная популярность русской куклы-матрёшки, пришедшая к ней более 110 лет назад, не ослабевает. Появившись на свет, матрёшка поразила современников художественным совершенством образа и силой выразительности его национального характера, что сделало её со временем не только игрушкой, но и памятным знаком, символом России. «Рождение» матрёшки было обусловлено как требованиями национально- романтического направления в искусстве XIX столетия, так и возросшим спросом покупателей на дидактические игры. В этот период в отечественном игрушечном производстве большое внимание уделялось развивающим интеллектуальным игрушкам. Токарная кукла-матрёшка в виде разъемных и вкладывающихся одна в другую фигурок легко и непринуждённо учила ребёнка распознавать величину предметов, их цвета и формы, помогала вырабатывать глазомер, пространственные представления, чувство композиции.


    В.П.Звёздочкин (форма). С.В.Малютин (роспись). Матрёшка «Девушка с петухом», 8-местная. Конец 1890-х гг. Москва Документальных свидетельств о происхождении матрёшки не сохранилось. Впервые она появилась в Москве в мастерской при магазине «Детское воспитание» (1883–1918) Анатолия Ивановича Мамонтова (1839–1905) и его жены Марии Александровны (1840–1904) накануне Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже 1900 года. На выставке кукла получила высокое признание зрителей и была награждена бронзовой медалью. Создателями первой 8-местной матрёшки «Девушка с петухом» считаются яркий представитель неорусского направления в искусстве известный художник Сергей Васильевич Малютин (1859–1937) и потомственный токарь Василий Петрович Звёздочкин (1876–1956) из деревни Шубино Подольского уезда Московской губернии, который выточил форму игрушки (Эта "матрёшка" находится в "Музее игрушки" г.Сергиев Посад).



    В.И.Соколов. Матрёшка-кегли, 6-местная. 1933.  Московская обл., г.Загорск. Для того чтобы матрёшка стала промысловым товаром, обрела знаковый характер, понадобилось её второе, массовое «рождение» на крупнейшем в России игрушечном промысле в Сергиевом Посаде Московской губернии. В 1904 г. Учебная игрушечная мастерская города, принадлежавшая московскому губернскому земству, купила часть богатого ассортимента изделий мастерской «Детское воспитание», в числе которых находились образцы складной куклы-матрёшки. Они стали для сергиевопосадских мастеров своеобразными эталонами для дальнейшего творческого варьирования и тиражирования. Благодаря совместным творческим усилиям профессиональных художников, сотрудничавших с земской мастерской, и народных мастеров появилось множество образцов матрёшек, различавшихся по форме, содержанию и характеру росписи. В художественной направленности игрушек преобладал «русский стиль». Матрёшки воплощали образы древнерусских бояр, былинных и сказочных героев, исторических и литературных персонажей. Однако наибольшей популярностью у покупателей пользовались матрёшки, решенные в виде крестьянок, держащих в руках домашнюю птицу или предметы утвари. Подчеркнутая декоративность промысловой матрёшки стала яркой формой выражения национального представления о красоте, гармонии бытия: широколицая, румяная, нарочито дородная женщина, наряженная в праздничный костюм, с дорогим цветастым платком на голове, «содержащая» в себе многочисленное потомство мал мала меньше.

    Матрёшка, 10-местная. Начало XX в. Московская губ., г.Сергиевский посад. Широкое признание матрёшки в России и за рубежом закрепило за ней приоритетное место в промысловом товаре Сергиева Посада в XX–XXI столетиях, способствовало появлению в дальнейшем нескольких центров матрёшечного производства. Среди них ставшие известными народно-художественные промыслы Подольского района Подмосковья; Нижегородского края – городов Семёнова и Городец, села Полховский Майдан; Вятского края – города Нолинска и деревни Луговые. Орнаментально–декоративный стиль кукол-матрёшек каждого традиционного центра имеет свои характерные особенности. Сергиевопосадские матрёшки отличаются округлыми, устойчивыми формами с соотношением пропорций ширины к высоте 1:2, яркой росписью гуашевыми красками локальных контрастных цветов (основные – красный, жёлтый, синий и зелёный) с чёрной контурной обводкой и орнаментацией условными растительными мотивами, выполненными живым мазком.




    Матрёшка, 10-местная. 1953. Горьковская обл. г. Семёнов. Семёновская матрёшка имеет более стройные пропорции: тонкий изящный верх фигурки плавно переходит в ее утолщённую нижнюю часть. Местные токари славятся изготовлением многоместных матрёшек, а также матрёшек-футляров в виде условно решённых фигур девушки и парня, которых «наряжают» в традиционные костюмы. Роспись выполняется яркими анилиновыми красками красного, синего, зелёного, фиолетового цветов с чёрной контурной обводкой. Основу узора традиционной матрёшки составляют букеты из крупных фантазийных цветов, обрамлённых бутонами, мелкими цветочками, ягодками и листьями. Свободные, выразительные кистевые мазки позволяют мастерицам создавать разнообразные по формам и очертаниям, но единые по ритмическому строю гармоничные композиции.




    Матрёшка-футляр «Марья». 1994. Кировская обл., д.Луговые. Вятскую матрёшку легко узнать по приветливому, улыбающемуся лицу с большими голубыми глазами, рыже-русым волосам, традиционному наряду, написанному яркими анилиновыми красками. На её переднике – букеты цветов из крупных алых маков или роз в обрамлении листьев. Матрёшки часто украшают узорами, выполненными в технике аппликации из соломки. Мастера используют такие природные свойства соломки, как золотистый цвет, который в зависимости от изменения угла зрения может становиться перламутровым, они научились красить её в различные цвета, напоминающие под лаковым покрытием драгоценные камушки. Звонкая декоративность русской матрёшки, её эмоционально насыщенный образ ассоциируется с настроением праздника, радостью бытия, олицетворяет богатство и целостность традиционного мировосприятия.


         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru