Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Ризница
Экспозиции:
  • Ризничное собрание художественных ценностей XIV-XIX вв.(иконы, рукописные книги, литургические ткани, церковная утварь)
  • Выставки:


    Конный двор
    Экспозиции:
  • Древнейшее прошлое Сергиево-Посадского края (археология)
  • Троице-Сергиева Лавра:архитектурный ансамбль, страницы истории (XIV-XVIII вв.)
  • Русское декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.(открытые фонды)
  • Мир русской деревни (русское народное искусство в жизни человека)
  • Выставки:
  • «Музей русской матрёшки»
  • "Преподобный Сергий – помощник всему государству и государям российским"
  • «Между небом и землёй» (виды русских монастырей)
  • «Образцы печные, рельефные и расписные»
  • «ХУДОЖНИК И ПРОМЫСЕЛ. ТВОРЧЕСТВО В.И. СОКОЛОВА»

  • Главный корпус
    Выставки:

  • «Перекрёстки впечатлений» (галерея «Арс Лонга»)

  • Краеведческий корпус
    Выставки:

  • От революции до войны (1917-1941 гг.)
  • «В годы войны»
  • У Троицы в Сергiевом посаде(картинки провинциальной жизни)
  • «Душа хранит воспоминанья. Детство. 1950-е годы»
  • Выставка "Война и мы"


  • ИНТЕРЕСНЫЙ ЭКСПОНАТ
    Смотреть



    Старый архив   Новый архив
    Rus Eng

    Ризница Троице-Сергиевой Лавры XIV-XIX вв. (стр. 4)


    Положение во гроб. Плащаница. 1798 г. Троице-Сергиева Лавра. Выполнена по заказу Митрополита Платона. Раздел экспозиции, посвященный Синодальному периоду (1721-1918 гг.), располагается в здании Наместничьих покоев, соединенных с Ризницей переходом. В этот период соборы, ризница, заново строившиеся дворцы и покои монастыря украшаются памятниками, созданными в соответствии со вкусами и модой нового времени. Преобладающими среди них остаются произведения иконописи, лицевого и орнаментального шитья, книги, церковные предметы из драгоценных металлов. К числу выдающихся памятников относится комплекс жемчужного шитья. «Жемчужная ризница» была выполнена по приказу Екатерины II и по заказу Троицкого архимандрита Платона Левшина из старого монастырского жемчуга, украшавшего древние церковные пелены. Среди памятников конца XVIII в. интерес представляет внимания индития (одежда на престол) «Голгофский Крест» в Троицкий собор и плащаница «Положение во гроб», выполненные по его заказу.

    Саккос. 1770-1771 гг. СПб. Придворная мастерская. Мастерица дарья Лихновская. Жемчужные орнаменты, шитые на оплечьях священнических облачений часто производят впечатление скульптурной лепки, что отвечало новым веяниям эпохи. Роскошные облачения из бархата парчи, знакомят с замечательными образцами драгоценных отечественных тканей, художественные достоинства которых не уступали европейским.

    Зал церковного искусства XVIII в. В экспозиции музея широко представлены работы московских и петербургских серебряников XVIII-ХIХ вв., достигших успехов в разнообразных техниках ювелирного дела: чеканке, черни, скани, эмали и многих других. Ведущее место занимала чеканка, в которой заметно изменяется характер узоров. В их основе крупные барочные завитки, раковины, изображения корзин с цветами и плодами, выполненные довольно высоким рельефом. Таков оклад Евангелия 1754 года, великолепный чеканный узор которого гармонично дополнен эмалевыми дробницами с тонкими живописными миниатюрами. Иным в XVIII веке по сравнению с предшествующей эпохой становится и искусство филиграни (скани). Ее рисунок усложняется, орнаменты накладываются один на другой, дополнительно расцвечиваются эмалями, драгоценными камнями. Уникальным произведением такого рода является дарохранительница 1789 года митрополита Платона, напоминающая по своей форме и изысканности декора драгоценную шкатулку.


    Парадный зал. Живопись XVIII в. Наряду с традиционными образцами церковной утвари, выполненными по заказу монастырских властей, в экспозиции представлены и предметы из жилых покоев лаврского духовенства – картины, мебель, осветительные приборы, предметы быта. Кисти выдающегося русского художника Ивана Никитина, заложившего основы русского реалистического портрета, приписывается портрет царицы Прасковьи Федоровны, жены Ивана Алексеевича, брата Петра I. Портреты с изображением императрицы Елизаветы Петровны и Петра III выполнены Алексеем Антроповым, блестящим представителем эпохи барокко. В этот период большим успехом пользовались парадные портреты, основной задачей которых было подчеркнуть высокое положение портретируемого в обществе.


    Икона в окладе. Богоматерь Днепрская. Москва. Мастерская М.Д. Шеина. 1867 г. Принадлежала святителю Филарету (Дроздову) митрополиту Московскому и Коломенскому Произведения из коллекции Нового времени представляют собой логическое развитие исторически сложившегося в монастыре комплекса средневековых памятников. Экспозиция «Ризница Троице-Сергиевой лавры XIV-XIX вв.» Сергиево-Посадского музея-заповедника на примере первоклассных произведений показывает яркую картину русской художественной жизни на протяжении шести веков.


    1      2      3      4

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru