Ризница Троице-Сергиевой Лавры XIV-XIX вв. (стр. 4)
Раздел экспозиции, посвященный Синодальному периоду (1721-1918 гг.), располагается в здании Наместничьих покоев, соединенных с Ризницей переходом. В этот период соборы, ризница, заново строившиеся дворцы и покои монастыря украшаются памятниками, созданными в соответствии со вкусами и модой нового времени. Преобладающими среди них остаются произведения иконописи, лицевого и орнаментального шитья, книги, церковные предметы из драгоценных металлов.
К числу выдающихся памятников относится комплекс жемчужного шитья. «Жемчужная ризница» была выполнена по приказу Екатерины II и по заказу Троицкого архимандрита Платона Левшина из старого монастырского жемчуга, украшавшего древние церковные пелены. Среди памятников конца XVIII в. интерес представляет внимания индития (одежда на престол) «Голгофский Крест» в Троицкий собор и плащаница «Положение во гроб», выполненные по его заказу.
Жемчужные орнаменты, шитые на оплечьях священнических облачений часто производят впечатление скульптурной лепки, что отвечало новым веяниям эпохи. Роскошные облачения из бархата парчи, знакомят с замечательными образцами драгоценных отечественных тканей, художественные достоинства которых не уступали европейским.
В экспозиции музея широко представлены работы московских и петербургских серебряников XVIII-ХIХ вв., достигших успехов в разнообразных техниках ювелирного дела: чеканке, черни, скани, эмали и многих других. Ведущее место занимала чеканка, в которой заметно изменяется характер узоров. В их основе крупные барочные завитки, раковины, изображения корзин с цветами и плодами, выполненные довольно высоким рельефом. Таков оклад Евангелия 1754 года, великолепный чеканный узор которого гармонично дополнен эмалевыми дробницами с тонкими живописными миниатюрами.
Иным в XVIII веке по сравнению с предшествующей эпохой становится и искусство филиграни (скани). Ее рисунок усложняется, орнаменты накладываются один на другой, дополнительно расцвечиваются эмалями, драгоценными камнями. Уникальным произведением такого рода является дарохранительница 1789 года митрополита Платона, напоминающая по своей форме и изысканности декора драгоценную шкатулку.
Наряду с традиционными образцами церковной утвари, выполненными по заказу монастырских властей, в экспозиции представлены и предметы из жилых покоев лаврского духовенства – картины, мебель, осветительные приборы, предметы быта. Кисти выдающегося русского художника Ивана Никитина, заложившего основы русского реалистического портрета, приписывается портрет царицы Прасковьи Федоровны, жены Ивана Алексеевича, брата Петра I. Портреты с изображением императрицы Елизаветы Петровны и Петра III выполнены Алексеем Антроповым, блестящим представителем эпохи барокко. В этот период большим успехом пользовались парадные портреты, основной задачей которых было подчеркнуть высокое положение портретируемого в обществе.
Произведения из коллекции Нового времени представляют собой логическое развитие исторически сложившегося в монастыре комплекса средневековых памятников. Экспозиция «Ризница Троице-Сергиевой лавры XIV-XIX вв.» Сергиево-Посадского музея-заповедника на примере первоклассных произведений показывает яркую картину русской художественной жизни на протяжении шести веков.
|