Мир русской деревни  (народное искусство в жизни человека: обычаи, традиции, праздники)» (стр. 1)
 
 
Недавно открытая экспозиция «Мир русской деревни» знакомит посетителей с одним из самых полных в стране  собраний русского народного искусства XVIII - начала XX века. Посетители музея на примере большого круга памятников традиционной культуры имеют возможность получить объемное представление о среде, в которой жили и творили народные мастера, наиболее значимых обрядах, семейных, календарных и трудовых праздниках русской деревни.
  Первый зал экспозиции
  
 
   Первый зал экспозиции посвящен рассказу об архитектурном наружном  и внутреннем убранстве крестьянского жилища  конца ХIХ – начала ХХ века. Богатое собрание архитектурной резьбы  музея - заповедника свидетельствует о разнообразии и богатстве техник, приемов, композиционно-образных решений памятников народного зодчества Русского Севера и Поволжья. Особую ценность представляет  резной фронтон дома, выполненный в 1882 году мастером Михаилом Малышевым из Нижегородской губернии. Свобода творческого мышления, легкость и непринужденность исполнения характеризуют М. Малышева, как одного из самых талантливых мастеров поволжской домовой резьбы. 
  
 
Вера крестьян в существование «иного» мира» подтверждается такими, часто встречающимися в народном искусстве добрыми и злыми персонажами, как  русалки, водяные, птицы – сирины. Почти весь спектр мифологических образов и мотивов, используемых в архитектурной поволжской резьбе, представлен в наличнике светелочного окна конца ХIХ века из Нижегородской губернии. В нем нашли отражение представления наших предков о древней  картине построения мира. 
 
 
Решение внутреннего пространства  жилища, предметов его обстановки было  строго установлено традицией и передавалось из поколения в поколение. В условно-сценической форме в экспозиции зала воссоздан интерьер крестьянского дома конца ХIХ – начала ХХ века из Вятско - Вологодского региона. Каждый угол жилой, отапливаемой части дома,  имел свое, особое значение и как бы заменял отдельную комнату. Четыре угла избы соответствовали, используя современную терминологию, кухне, передней, гостиной  и спальне. Главными для русского крестьянина были печной и «красный» углы дома, представлявшие особые сакральные центры. 
  |