Мир русской деревни  (народное искусство в жизни человека: обычаи, традиции, праздники)» (стр. 3)
 Продолжение экспозиции 2-го зала
 
 
Для маленьких посетителей музея по воскресеньям  проводится мастер – класс по изготовлению традиционной крестьянской тряпичной куклы. Профессиональная мастерица  сопровождает занятие подробным рассказом об истории  бытования куклы, а также о ее забытом ныне сакральном значении, отголоски которого встречаются в народных сказках. 
  
 
   Большой раздел экспозиции  посвящен свадебному обряду. Создание новой семьи в крестьянском быту никогда не было делом частным, внутрисемейным, оно принадлежало к числу ритуалов общественной важности.  Крестьянских детей готовили к будущей семейной жизни с самого раннего возраста. Девочки с 7-8 лет начинали участвовать в приготовлении приданого. Его размеры зависели от уровня материального благосостояния семьи будущей невесты. В экспозиции эта тема раскрыта определенным смысловым комплексом предметов: прялками, вальками, рубелями из северных и поволжских районов, богато украшенных сценами посиделок, сватовства,  полотенцами, в орнаментации которых присутствует детородная символика, а также сундуками для хранения приданого. 
  
 
Согласно установленной традиции, девушка на ткацком стане ткала  холсты для свадебных нарядов. Посетитель музея имеет возможность познакомиться с интересным комплексом интерактивных экспонатов начала XX века из Вятской губернии. Они помогут наглядно разобраться с назначением предметов, использовавшихся при изготовлении ткани: трепалом, с помощью которого пучки льна освобождались от  внешней оболочки – костры, прялкой и веретеном – предметами для прядения нитей, ткацким станом, за которым опытная ткачиха ткет разноцветный половик. 
  
 
Деревенская молодежь брачного возраста активно участвовала в посиделках, хороводах,  играх. В виде «хоровода» в зале представлена ценная коллекция праздничных, богато декорированных   костюмов северо-русских губерний России XIX – начала XX века. Ее дополняют свадебные комплекты  одежды из Воронежской губернии начала XX века. Они отличаются от одежды иного назначения своей многопредметностью, насыщенной колористической гаммой и богатым орнаментальным убранством, наделенным особой благопожелательной символикой. 
  
 
Свадебные костюмы крестьяне бережно хранили всю жизнь. Часто они использовались в качестве похоронной одежды – отсюда поговорка: «В чем венчаться – в том и скончаться». В связи с древними верованиями  крестьян в загробную жизнь в экспозиции нашли место предметы, которые по традиции помещались в гроб для того, чтобы умерший мог ими пользоваться на «том свете»: мыло, гребень, деньги.  Отдельную группу экспонатов составляют намогильные кресты и полотенца с изображением процветших намогильных крестов, символизирующих веру в бессмертие души.
  |