Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Ризница
Экспозиции:
  • Ризничное собрание художественных ценностей XIV-XIX вв.(иконы, рукописные книги, литургические ткани, церковная утварь)
  • Выставки:


    Конный двор
    Экспозиции:
  • Древнейшее прошлое Сергиево-Посадского края (археология)
  • Троице-Сергиева Лавра:архитектурный ансамбль, страницы истории (XIV-XVIII вв.)
  • Русское декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.(открытые фонды)
  • Мир русской деревни (русское народное искусство в жизни человека)
  • Выставки:
  • «Музей русской матрёшки»
  • "Преподобный Сергий – помощник всему государству и государям российским"
  • «Между небом и землёй» (виды русских монастырей)
  • «Образцы печные, рельефные и расписные»
  • «ХУДОЖНИК И ПРОМЫСЕЛ. ТВОРЧЕСТВО В.И. СОКОЛОВА»

  • Главный корпус
    Выставки:

  • «Перекрёстки впечатлений» (галерея «Арс Лонга»)

  • Краеведческий корпус
    Выставки:

  • От революции до войны (1917-1941 гг.)
  • «В годы войны»
  • У Троицы в Сергiевом посаде(картинки провинциальной жизни)
  • «Душа хранит воспоминанья. Детство. 1950-е годы»
  • Выставка "Война и мы"


  • ИНТЕРЕСНЫЙ ЭКСПОНАТ
    Смотреть



    Старый архив   Новый архив
    Rus Eng

    Мир русской деревни
    (народное искусство в жизни человека: обычаи, традиции, праздники)» (стр. 5)

    Четвёртый зал экспозиции (Дом не велик, да лениться не велит)


    Зал 4. Фрагмент экспозиции. 24 июля 2012 года в Сергиево–Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике открыт 4-й зал постоянной экспозиции «Мир русской деревни», расположенной в Центральном корпусе музейного комплекса «Конный двор». Экспозиция зала посвящена трудовым занятиям русских крестьян 18 – начала 20 веков: гончарскому, кузнечному и набивному делу, вышивке, ткачеству, плетению кружев и поясов. В каждом большом селении в те времена работала кузница, в которой мастер мог изготовить любую нужную вещь от простого гвоздя, топора до изящного светца или хитроумного замка. Из редких экспонатов кузнечной работы обращают на себя внимание дымник – «трубник», закрывавший печную трубу, ларец, напоминающий северный терем, сундук со скошенной крышкой. Такой сундук обычно хранился под подушкой хозяина, отсюда его название – подголовник.

    Зал 4. Фрагмент экспозиции. И зготовлением глиняной посуды занимались по всей России. В одних местах применяли древнейшую технику лощения и задымления сосудов, в других они обваривались в горячих растворах молока и муки, но чаще всего изделия украшали разноцветными поливами, нередко дополненными росписью. В экспозиции можно традиционные формы корчаг, мисок, кувшинов, а также давно исчезнувшие рукомойники с одним или двумя рыльцами, кубышки для хранения растительного масла, латки для киселя и холодца, «подояшка» - подойник, «двояшки» для щей и каши, в которых носили еду в поле пахарям и косцам. Здесь же, в зале представлен архаичный гончарный круг на примере которого можно проследить, как из комочка глины постепенно получается керамический сосуд.

    Зал 4. Фрагмент экспозиции. Украшение тканей при помощи деревянных резных досок имело в России широкое распространение. В домашних «красильнях» или у мастеров, которые ходили по деревням с запасом инструментов и красок, крестьянки выбирали узор по специальным «заказникам». Один из них, из Каргопольского уезда Архангельской губернии с 55 образцами, представлен в экспозиции. Из набивных тканей шили женскую и мужскую одежду, скатерти, полотенца, занавеси и др. В зале представлены не только готовые изделия, но и набивные доски 17 – начала 20 века, молотки, которыми набивали узор на ткань, бондарной работы кадка и ушат, долблёный из дерева, ковш для воды и др.

    Зал 4. Фрагмент экспозиции. Во второй половине зала рассказывается о том, «как рубашка в поле выросла» - как пучки льна постепенно превращались в мягкое волокно, нити в тканое полотно, из которого шили всё необходимое. Экспонаты, созданные руками крестьянских ткачих, вышивальщиц, кружевниц восхищают мастерством исполнения, разнообразием технических приёмов, образной наполненностью, жизнеутверждающей силой цветовой гаммы. Обращают на себя внимание образцы северной вышивки и запон из Калужской губернии, вологодские полотенца браного ткачества, шарф и косынка работы вологодских и вятских кружевниц, подзор со сценами северной свадьбы. Рядом – пяльца для вышивания 19 века, привезенные с Русского Севера, вятский валик с начатым кружевом и коклюшками, неоконченный пояс с дощечками, с помощью которых он плёлся.

    Зал 4. Фрагмент экспозиции. Прялка сопровождала русскую женщину от рождения до старости, ей посвящали песни, сказки, её украшали резными и расписными узорами. Лучшие из этих замечательных произведений народного искусства нашли своё место в экспозиции. Среди них – дышащие архаикой тверские и вологодские прялки со множеством солярных символов, мезенские прялки Архангельской губернии с красно – чёрными узорами, напоминающие древние петроглифы,ярославско – костромские, форма которых близка древнерусским шатровым храмам, белофонные прялки Северной Двины с многоцветной сюжетной росписью. Особенностью экспозиции зала является то, что наряду с уникальными памятниками отечественной истории и культуры представлены орудия труда, раскрывающие технологию их создания. Кроме того, здесь можно самому попробовать спрясть нити из льняного волокна, соткать кусочек половика, научиться плести пояс или сделать тряпичную куклу, оценив в полной мере талант и мастерство крестьянских творцов, умевших из простых природных материалов создавать подлинные шедевры.


    1      2      3      4      5

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru