Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

О музее

I. История музея
1. Основные этапы деятельности музея
  • документы
  • хроника
  • юбилейное Торжество в честь 90-летия музея
  • 2. История научно-исследовательской деятельности
  • персоналии
  • воспоминания
  • реставрация
  • 3. История научно-просветительской деятельности

    II. Научно-исследовательская деятельность
  • конференции и семинары
  • участие в выставках
  • научные работы, статьи
  • издательская деятельность
  • реставрация
  • III. экспедиции
  • археологические
  • по сбору памятников истории и культуры
  • IV. Научно-просветительская деятельность

    а) праздничные мероприятия
    б) музейно-образовательные программы
    в) кружки и клубы
    г) экскурсии
    д) участие в фестивалях, конкурсах, выставках

    Загадки коллекции издателя А.А.Александрова

    26 марта в Сергиево-Посадском музее-заповеднике старший научный сотрудник Л.А. Макусова зачитала сообщение «К вопросу о составе живописной коллекции А.А. Александрова». Необходимость обратиться к этой теме возникла в процессе изучения камерных портретов из собрания музея, часть из которых происходит из коллекции Александрова. Выявление двух списков коллекции 1930 и 1933 годов, их тщательное сравнение, привело к следующим выводам: состав списков отличался друг от друга по многим параметрам, в списках находились предметы, изначально не принадлежавшие издателю, многие произведения были утрачены. Изучив архивные материалы СПМЗ, РГАЛИ, где хранится личный фонд Александрова, а также мемуарную литературу, автор сообщения впервые сделала предположение о процессе формирования коллекции, о характере ее основной части, связанной с издательской деятельностью Александрова, о типологии живописного раздела.

    Неоднородный качественный уровень произведений собрания Александрова, по мнению автора, свидетельствует о нестабильном материальном положении издателя, о его непритязательном художественном вкусе, о любительском подходе к коллекционированию. В 1923 году свое частное собрание Александров оформил как художественно-бытовой музей. В первом отчете о музее за 1925-1926 гг. обращает на себя внимание отсутствие в практике собирателя принципов систематизации и каталогизации предметов. Личность приват-доцента и издателя А.А. Александрова, а также его коллекция, переданная музею вдовой в 1930 году, неизменно вызывают интерес у людей, увлеченных изучением истории художественной жизни Сергиева Посада конца XIX- начала XX веков.

    Коллекционер и его собрание неотделимы друг от друга. Мотивы собирательства порой выдают не самые привлекательные черты характера человека. Так было с Александровым. Никто из современников не оставил о нем положительного отзыва, никто не обмолвился ни единым словом о его коллекции. Но как бы там ни было, она существует и поныне в том виде, в каком дошла до нас, несмотря на все перипетии жизни. Каждый ее предмет имеет свою историю происхождения, свою жизнь. Некоторые их этих многочисленных историй можно разгадать уже сейчас, другие останутся неразгаданными навсегда.


    Оживающие портреты

    Такое впечатление возникает всякий раз, когда приоткрывается завеса тайны над образами людей XVIII-XIX веков, когда появляются новые факты их происхождения, ведущие к разгадке имени изображенного или имени художника, запечатлевшего гордых незнакомцев и таинственных незнакомок. Атрибуция произведений - процесс сложный и длительный. Приблизиться к истине и вернуть из забвения имена людей ушедшей эпохи исследователям помогает комплексное применение историко-художественного, стилистического, технико-технологического и визуально-интуитивного методов.







    В Сергиево-Посадском музее живописная коллекция XVIII-XIX веков сложилась из произведений лаврского собрания и коллекции А.А.Александрова. Небольшая группа из восьми камерных портретов стала предметом изучения старшего научного сотрудника Л.А. Макусовой. В своей работе «Камерные портреты живописной коллекции СПГИХМЗ XVIII-XIX вв. Вопросы атрибуции» автор последовательно обращается к каждому из восьми произведений, к истории их появления в собраниях музея и частного коллекционера. Опираясь на архивные материалы, мемуарную и краеведческую литературу, Л.А.Макусова намечает круг конкретных людей, изображенных на портретах, делает предположения об авторстве некоторых произведений, приводя примеры портретов, стилистически близких изучаемым. В таком контексте безмолвные образы начинают оживать, спорить и соглашаться с доводами и фантазиями увлеченных потомков.




    Уточнение всех предположений станет дальнейшим этапом атрибуции. В нем технико-технологический метод и сравнение музейных произведений с эталонными подписными образцами сможет подтвердить или опровергнуть гипотезы автора. Из восьми портретов для дальнейшей работы выбраны три: портреты неизвестного с письмом и неизвестной с шалью, являющиеся парными купеческими портретами 1840-х годов, и портрет бабушки коллекционера А.А.Александрова. Поиски их прототипов намечаются в архивах Владимирской и Орловской областей, аналогов - и музеях этих регионов.


    1      2      3      4      5      6      7      8      9      10      11      12      13      14      15      16     

       Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru