Г. А. МАКАРОВСКАЯ
К вопросу о реставрации архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры
в 1920-1990 гг.(стр. 2)
Необходимость реставрации обосновывалась тем, что существенные изменения появились в ансамбле в результате "поновлений" и перестроек XIX — начала XX вв. Так, к началу XX в. до неузнаваемости изменился Троицкий собор: "оброс" пристройками, позакомарную кровлю сменила четырехскатная, были растесаны древние окна, белокаменные стены оклеены холстом и расписаны под мрамор.
В аварийном состоянии была Духовская церковь. Ее пропорции совершенно исказили пристройки: Филаретовский придел, западная паперть и палатка над захоронением философа и публициста XVI в. Максима Грека. Четырехскатная кровля закрыла звонницу. Стены церкви были окрашены голубой, а выступающие рельефно детали декора синей масляной краской. Больничные палаты были сильно искажены еще в XVIII в. после перестройки западной линии келий по указу императрицы Елизаветы Петровны. В середине XIX в. надстройкой третьего этажа была почти закрыта церковь Зосимы и Савватия Соловецких, окончательно скрыты первоначальные формы здания, обременены излишней нагрузкой стены. А в 1915 г. только протест Московского археологического общества спас Больничные палаты от надстройки еще и четвертого этажа. Под Успенским собором была устроена подземная церковь — крипта.
Это послужило причиной появления трещин на стенах и сводах. Исчезли белокаменные крыльца и яркая наружная раскраска Чертогов. Требовало укрепления разрушающееся гульбище Трапезной. Музею предстояло заняться спасением памятников, но средств у него для этого было явно недостаточно. Поэтому в 1920 г. архитекторами И.И.Ивановым и А.А.Кеслером проводились только не терпящие отлагательства инженерно-восстановительные работы, обмеры памятников.
В 1925—1926 гг. архитектором Д.П.Суховым была разобрана северная паперть Троицкого собора. В следующем году были отреставрированы три окна алтарных апсид, а двумя годами позже (1928) — раскопаны белокаменные ступени северного входа в собор. Все это создавало более благоприятные условия для сохранности древних икон и фресок.Над Пятницкой башней, пострадавшей от пожара в 1920 г., была устроена низкая деревянная, крытая щепой шатровая кровля. Д.П.Сухов позже рассказывал, что в то суровое время он не смог получить лес нужного размера для устройства шатра необходимой высоты.
Хотя реставрационные работы 20-х годов проводились отдельными архитекторами в разное время и без единого плана, но, тем не менее они способствовали спасению памятников и внесли новое в изучение древних сооружений лаврского ансамбля. Эти работы были приоста¬новлены в связи с происшедшей в 1929 г. реорганизацией музея в историко-краеведческий и антирелигиозный.
|