О музее
I. История музея
1. Основные этапы деятельности музея
документы
хроника
юбилейное Торжество в честь 90-летия музея
2. История научно-исследовательской деятельности
персоналии
воспоминания
реставрация
3. История научно-просветительской деятельности
II. Научно-исследовательская деятельность
конференции и семинары
участие в выставках
научные работы, статьи
издательская деятельность
реставрация
III. экспедиции
археологические
по сбору памятников истории и культуры
IV. Научно-просветительская деятельность
а) праздничные мероприятия
б) музейно-образовательные программы
в) кружки и клубы
г) экскурсии
д) участие в фестивалях, конкурсах, выставках
|
Основные этапы деятельности музея (стр. 4)
Не случайно, что в 1941 году в Загорский музей (в 1930 году г. Сергиев переименован в г. Загорск) поступила коллекция московского Музея народных художественных ремесел, собранная известными исследователями народного искусства: И.П. Званцевым, Г.С. Масловой, В.Н. Белицер (поволжская домовая резьба, образцы вышивки, костюмов, творчества финно-угров Среднего Поволжья).
В годы Великой Отечественной войны наиболее ценные коллекции музея, прежде всего древнерусские, эвакуировались за Урал, часть собрания оставалась на территории Троице-Сергиевой лавры. Однако уже в 1942 году в музее проводились экскурсии, в 1943 году его посетили 15712 человек, в 1944 - 20081.
В послевоенные годы начинается новый период в истории музея. С 1946 года восстанавливается действие мужского монастыря, а впоследствии и Московских Духовных школ, возобновляется богослужение в храмах. Музей с этого времени располагается только в комплексе зданий вдоль западной линии крепостных стен. Новые условия функционирования памятников потребовали активизации работ по реставрации архитектурного ансамбля.
Они осуществлялись совместно с Московской Патриархией. Вместе с тем наблюдалась преемственность Генплану 1938 года. Идеи, заложенные в этом документе, получили развитие в реставрационных работах 1950-1970-х гг. под руководством В.И. Балдина. Его научные изыскания нашли отражение в комплексном проекте реставрации Лавры 1963 года, по которому памятникам возвращался наиболее выразительный облик (авторы В.И. Балдин и А.Г. Устинов).
|
|