Келарь Евстафий Головкин
В первой половине ноября 2011 г. при проведении земляных работ у западной половины южной стены Успенского собора была обнаружена надгробная плита знаменитого келаря Евстафия Головкина. На ее верхней лицевой поверхности крупными буквами вырезана надпись: «Лета 7112 (1608) месяца сентября в 8 день преставися старец Еустафии Головкин». Завершает надпись двойной завиток.
Надпись заключена в фигурную рамку в виде витого толстого шнура, перебиваемого по углам круглыми бляшками с несколькими круглыми углублениями. Подобные бляшки с такими же углублениями или волнистым орнаментом разделяют вертикальные отрезки шнура. Верхняя горизонталь рамки имеет полукруглое углубление, в которое помещена небольшая розетка, заключенная в два кругами, и частично обрамленная витой плетенкой. Под надписью вырезана чашечка тюльпана, дополненная узором в виде ромба с двумя овалами по бокам.
В целом эта часть плиты отдаленно напоминает развернутую книгу. Среди найденных около 250 плит и их фрагментов в последние 60 лет впервые встретилось надгробие с таким необычным украшением.
Под надписью традиционно вырезаны две дугообразные тяги, упирающиеся в круглую розетку, которая, в свою очередь, опирается на вертикальную тягу, стоящую на нижнем орнаменте плиты. Тяги и розетки составлены из плетеного орнамента. Подобный орнамент обрамляет края плиты.
В левой половине нижней части плиты небольшими буквами вырезана еще одна надпись: «Цка старца Еустафея Головкина. Положат ее на гроб как его Богъ по душу сошлетъ».
Будущий троицкий инок, бежецкий вотчинник Евфимий Дмитриевич Головкин, поступил в монастырь около середины XVI века. В течение 1571 - 1581 годов и 1583 – 1593 годов Евстафий Головкин нес послушание келаря Троицкого монастыря, “хранителя и расходчика монастырских припасов”.
6 января 1583 г. царь Иван Грозный после обедни в «середней», т.е. Сошественской (Духовской) церкви, призвал к себе келаря старца Евстафия, старца Варсонофия Якимова и своего духовника архимандрита Феодосия. «И учал государь царь рыдати и плакати, и молити о том …, чтоб его сыну государю царевичу Иванну учинили вособ поминати по неделям от субботы до субботы в Никоне чюдотворце да в середней церкви ежедень понахиды пети над кутьею и на обеднях поминати вовеки и навеки, докуды обитель сия святая стоит и до скончанья века. А казначею деньги давати из казны в те церкви, в Никон чюдотворец да в середнюю церковь, и до скончания века и докаместь святая обитель сия стоит… И о том поминание о царевиче Иванне плакал и рыдал, и умолял царь и государь, шесть поклонов в землю челом положил со слезами и рыданием».
В августе 1585 года царь Федор Иванович и царица Ирина участвовали в освящении Успенского собора. Перед этим обрядом мощи преподобного Сергия были переложены из деревянного гроба в серебряную раку. «И сию древяную раку повеле государь царь розняти на образы».
Между сентябрем 1587 – августом 1588 года Евстафий Головкин на части деревянной раки преподобного Сергия написал икону «Видение Сергиево» «…о государевом здравии и о его царице и о их чадородии богомолии всем христианом приходящим с верою на исцеление».
На полях иконы позднее было записано, что келарь Евстафий «писал и окладывал образ», а затем добавлена еще одна запись: «7162 (1654) году, как ходил великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя России самодержец, на недруга своего на польского короля и взял из дому живоначальныя Троицы Сергиево монастыря три иконы: образ живоначальной Троицы, да образ чудотворца Сергия, да образ Видение чудотворца Сергия».
Позднее к иконе были добавлены створки с изображениями Иоанна Предтеча, Архангел Михаил и Ангела Хранителя. В XVIII веке икону заключили в серебряный оклад, на котором впоследствии были вырезаны надписи об участии складня как чудотворного в различных войнах, начиная со времени Петра I и кончая русско-японской войной. В последний раз икона со створками была в Ставке верховного главнокомандующего в 1914 году.
В настоящее время икона хранится в СПМЗ.
Между сентябрем 1590 – августом 1591 года Евстафий Головкин на еще одной части деревянной раки преподобного Сергия написал икону «Сергий с житием». На закраине серебряного оклада, одновременного иконе, вырезана надпись: “Лет 7099 (1591) писан на чюдотворцове раке на Сергиеве, а писал и окладывал троецкой Сергиева монастыря келарь Еустафьище Головкин, моляся Пресвятой Троице и преподобному чюдотворцу Сергию о государе царе и великом князе Феодоре Ивановиче всея Русии, и о его благоверной царице великой княгине Ирине, и о их царском многолетнем здравие и о их царском благородном чадородии”.
Во время Отечественной войны 1812 года митрополит Московский Платон Левшин 14 июля послал Александру II с наместником Троицкой Лавры Самуилом образ преподобного Сергия, созданный Евстафием Головкиным. Император вручил ее московскому ополчению. После изгнания французов из Москвы икона была возвращена в Лавру. В настоящее время икона хранится в СПМЗ.
В течение 1586-1587 годов келарь Евстафий Головкин участвовал вместе с царскими посланцами дворянином Василием Блудовым и подьячим Бессоном Патрикеевым в переписи частных, великокняжеских и царских жалованных и указных грамот, хранившихся в архиве Троице-Сергиева монастыря. Затем подлинники грамот были переданы, выражаясь современным языком, для сверки наличия, царским чиновникам, которые вели перепись земельных владений в Московском государстве. Семь копийных книг, оставшихся в монастыре, были скреплены подписями келаря. Эти сборники являются ценнейшим источником по социально-экономической истории России XV-XVI веков.
В 1598 году Евстафий Головкин в качестве представителя братии Троице-Сергиева монастыря подписал грамоту об избрании царем Бориса Годунова.
Инок был погребен, «идучи из паперти церкви Пречистые Богородицы, у лестницы на левой стороне, в 5 ряду от дороги», рядом с родичами.
Евстафий Головкин - один из представителей деятельного монашества, развивавший далее традиции этого направления, начало которому положил в Троицком монастыре его основатель преподобный Сергий Радонежский.
Зав. историческим отделом СПМЗ В. Ткаченко
|