В 1422 году предпринимается торжественная канонизация Сергия Радонежского. «В похвалу Сергию» на месте деревянной Троицкой церкви в 1422 — 1423 годах был воздвигнут монументальный белокаменный Троицкий собор. Он стал композиционным центром, вокруг которого происходило последующее развитие монастырского ансамбля.
Собор является редким сохранившимся памятником раннемосковского зодчества. Он сложен из белого камня и имеет типичную для того времени планировку, приближающуюся к квадрату, три полукруглых выступа — апсиды с востока, четыре столба внутри, на которые опирается барабан с куполом. Стены с узкими щелевидными окнами имеют необычный наклон к центру здания. Это усиливает впечатление монументальности, уравновешенности, устойчивости собора. И вместе с тем подчеркивает его устремленность ввысь. Фасады членят по вертикали плоские лопатки. По горизонтали, опоясывая стены, апсиды и барабан главы, тянется резной белокаменный фриз с крестчатым и растительным орнаментом; стены завершают килевидные закомары. Над диагональными кокошниками — декоративными подобиями закомар — высится массивный, несколько смещенный к востоку башнеобразный барабан, увенчанный шлемовидной главой.
Живописное расположение объемов и форм является характерной особенностью архитектуры Троицкого собора. Внешне небольшой по размерам собор внутри кажется намного выше. Это впечатление возникает благодаря стройной системе оптических поправок.
В соборе находится один из первых высоких иконостасов, сохранившийся с XV века до наших дней, где представлены 42 произведения, созданные Андреем Рублевым и мастерами его круга. Для иконостаса Андреем Рублевым была написана прославленная «Троица», находящаяся в настоящее время в собрании Государственной Третьяковской Галереи, а на ее месте, справа от Царских врат, выполненная Н. А. Барановым копия.
В юго-восточном углу собора установлена серебряная, с чеканным узором и текстом из жития Сергия рака (гробница) для останков Сергия Радонежского. Эту превосходную работу в конце XVI века исполнили 14 мастеров Московского Кремля, среди которых были и русские и иностранцы. В XVIII веке над гробницей была установлена на четырех столбах серебряная сень, изготовленная мастером Давидом Прифом по рисунку Каравакка.
Работы по реставрации Троицкого собора начались вскоре после создания музея на территории Троице-Сергиевой Лавры и продолжались несколько десятилетий. Он был освобожден от грубых поздних пристроек: в 1925 году была разобрана громоздкая северная паперть, в 1954 году наружные стены и барабан очищены от холста, которым его обклеили в XVIII веке. В результате реставрации был определен и восстановлен к 1966 году наиболее выразительный облик памятника с сохранением купола и воссозданием позакомарной кровли XVI века. Работы по расчистке и реставрации живописи иконостаса были начаты в 1918 году и, в основном, завершены в 1970-е годы.
Никоновский придел (1548 г.)
У южной стены Троицкого собора был похоронен преемник Сергия Радонежского Никон. В 1548 году над его гробом была поставлена бесстолпная, с одной апсидой и главой церковь — так называемый Никоновский придел. Церковь сложена из кирпича. На высоту апсиды стены облицованы белым камнем. Их украшают вертикальные полуколонки, перевязанные тремя рядами бусинок. Поставив Никоновский придел вплотную у Троицкого собора, строители тем самым, видимо, хотели подчеркнуть духовную связь основателя монастыря и его ученика и преемника.
|