I. Архитектурный ансамбль (описание)
II. Архитектурный ансамбль (схема)
III. Памятники архитектуры:
a) На территории Лавры
1.Троицкий собор и Никоновский придел
2.Духовская церковь
3.Успенский собор
4-5.Больничные палаты и Предтеченский корпус келий
6.Трапезная
7.Царские чертоги
8-9.Надкладезная часовня и Церковь Рождества Иоанна Предтечи
10-11.Смоленская церковь и Митрополичьи покои
12-14.Наместничьи палаты, Казначейский корпус келий и Ризница
15.Колокольня
16-17.Обелиск и крепостные стены
б) Крепостные башни
18-19.Плотничья и Каличья
20-21.Звонковая и Уточья
22,24.Сушильная и Красная воротная
25-26.Пятницкая и Луковая
27-28.Водяная, Пивная и Келарская
в) За территорией Лавры
30-31.Введенская и Пятницкая церкви
32-33.Часовня Пятницкого колодца и Красногорская часовня
Монастырская гостиница и Конный двор
|
Церковь Иконы Смоленской Божьей Матери (1745—1748 гг.) |
В соответствии с новыми вкусами эпохи, с одобрения императрицы Елизаветы в 40-х годах XVIII века начались перестройки «для лучшего в монастыре пришпекта и пространства».
В это время на месте каменной поварни XV века на средства монастыря и графа А. Г. Разумовского построена небольшая церковь в честь Иконы Смоленской Богоматери — бесстолпная, круглая в плане, с высокими белокаменными крыльцами с четырех сторон.
Оригинальный иконостас церкви не сохранился. В 1956 году в ней установлен резной золоченый, со скульптурными фигурами иконостас середины XVIII века из московской церкви Параскевы Пятницы, удачно вписавшийся в интерьер храма.
В результате реставрационных работ были восстановлены 4 разрушенных крыльца (три – в 1958 году, четвертое – 1978), возвращена первоначальная окраска фасадов (1964 г.).
Митрополичьи покои (XVI-XVIII вв.)
Митрополичьи покои расположены у южной крепостной стены, рядом с Трапезной. Выстроенные на косогоре, они имеют северный фасад в два, а южный — в три этажа. В Митрополичьи покои вошли части древних сооружений XVI—XVII веков — Настоятельские кельи и Царицыны хоромы.
В XVIII веке Митрополичьи покои были окрашены в бруснично-красный цвет. Их северный фасад очень наряден, на ярком фоне стен выразительны белые лепные украшения — крестообразные филенки, оконные обрамления, скульптурные венки. Над дверью, выходящей на балкон, изображены регалии митрополита. На остальных трех фасадах здания сохранился фриз из рельефных полихромных изразцов XVII века.
|
|