I. Архитектурный ансамбль (описание)
II. Архитектурный ансамбль (схема)
III. Памятники архитектуры:
a) На территории Лавры
1.Троицкий собор и Никоновский придел
2.Духовская церковь
3.Успенский собор
4-5.Больничные палаты и Предтеченский корпус келий
6.Трапезная
7.Царские чертоги
8-9.Надкладезная часовня и Церковь Рождества Иоанна Предтечи
10-11.Смоленская церковь и Митрополичьи покои
12-14.Наместничьи палаты, Казначейский корпус келий и Ризница
15.Колокольня
16-17.Обелиск и крепостные стены
б) Крепостные башни
18-19.Плотничья и Каличья
20-21.Звонковая и Уточья
22,24.Сушильная и Красная воротная
25-26.Пятницкая и Луковая
27-28.Водяная, Пивная и Келарская
в) За территорией Лавры
30-31.Введенская и Пятницкая церкви
32-33.Часовня Пятницкого колодца и Красногорская часовня
Монастырская гостиница и Конный двор
|
Часовня Пятницкого колодца (конец XVII - начало XVIII вв.) |
Часовня расположена у дороги, на берегу реки Кончуры, напротив Пятницкой и Введенской церквей и построена по типу московских многоярусных храмов. Часовня круглая в плане. Большие окна с нарядными наличниками обрамлены колоннами с резными капителями. Кровля крыта серебристым осиновым лемехом. Часовня окружена балюстрадой. Современный вид она получила в результате реставрационных работ 1963 и 1976 годов.
Находясь в непосредственной близости от лавры, Пятницкая и Введенская церкви и часовня Пятницкого колодца связывают монастырский ансамбль с окружающей местностью.
Красногорская часовня (1770 г.)
На площади, против входа в монастырь, была поставлена еще одна часовня - Красногорская. Она отмечает собой то место, куда в 1709 г. в суматохе полыхавшего пожара поставили гроб Сергия Радонежского, вынесенный из Троицкого собора. Первоначально часовня была"деревянная, осьмистенная, крашенная, покрыта пошатровому, на ней крест железной", а затем, в 1770 г., ее заменили на существующую каменную. Часовня выполнена в классических формах; ее план в интерьере представляет квадрат с окнами по углам, а по фасадам - восемь граней с полуциркульными окнами, обрамленными наличниками; четыре грани выделены крепованными пилястрами и треугольными фронтонами. Купольное покрытие венчает небольшой восьмигранный барабан с крестом. Не обладая особыми архитектурными достоинствами, Красногорская часовня все же хорошо дополняет ансамбль монастыря.
|
|