В архитектурной истории Троице-Сергиева монастыря XVI столетие явилось важным этапом его развития. Летописи отмечают, что в 1557 году во время строительства каменных стен «монастырь раздвигали и кельи разносили...». Огороды и хозяйственные службы были вынесены за ограду.
В связи с расширением территории монастыря произошла перепланировка и в расположении зданий. По велению Ивана Грозного в 1559—1585 годах на центральной площади был воздвигнут величественный Успенский собор. Он повторяет формы Успенского собора Московского Кремля, ставшего символом государственной власти.
Собор монументален и строг. С востока он имеет пять слабо выступающих невысоких апсид. Белая гладь стен расчленена по вертикали сильно выступающими пилястрами. На них опираются полукружия закомар. Узкие высокие окна, расположенные двумя рядами, подчеркивают внушительную толщину стен. Между ними — широкий аркатурно-колончатый пояс. Позакомарная кровля увенчана пятью массивными главами.
Интерьер собора производит праздничное и торжественное впечатление благодаря обилию света и нарядной росписи на стенах, сводах и опорных столбах. Собор был расписан спустя 99 лет после постройки 35 ярославскими и местными троицкими живописцами во главе с Дмитрием Григорьевичем и Василием Григорьевичем Плехановыми. Фрески выполнены в холодных звучных тонах, для сюжетов характерна повествовательность.
Иконостас пятиярусный, деревянный, резной, золоченый. В иконостасе — 76 икон XVII—XVIII веков. Изображения евангелистов на царских вратах выполнены царским изографом (художником) Симоном Ушаковым. За иконостасом со стороны алтаря устроены трехъярусные деревянные хоры. Украшением интерьера собора служат два огромных медных паникадила XVII века. Они выполнены мастерами Оружейной палаты Московского Кремля и являются вкладом в монастырь царского стольника Янова.
Как и другие памятники архитектурного ансамбля монастыря, за свое длительное существование собор подвергался переделкам. Так, в XVIII веке позакомарная кровля была заменена четырехскатной, что повлекло надстройку барабана центральной главы, сферическая форма глав была заменена луковичной, разобрана каменная паперть у западной стены, у трех фасадов появились ярко раскрашенные крыльца. В конце XIX века под собором была устроена Всехсвятская церковь-крипта, что значительно ослабило фундамент собора. Эти изменения негативно отразились на конструкции здания. На сегодняшний день – это одно из самых проблемных сооружений ансамбля, требующее регулярного наблюдения и проведения необходимых работ по укреплению этого редкого памятника.
Гробница Годуновых
Рядом с Успенским собором, у его северо-западного угла, находится небольших размеров, низкое, с четырехскатной кровлей сооружение конца XVIII в.— усыпальница, где в настоящее время находятся останки царя Бориса Годунова, его жены Марии, сына Федора и дочери Ксении, захороненных в начале XVII века под папертью собора.
На фасадной стороне его, обращённой в сторону центральной площади монастыря, на мраморных плитах, начертаны имена и даты смерти погребённых, расположенные в следующей последовательности:
"Лета 7113 (1605) июня в 10 день преставися благоверный царевич Феодор Борисович всея Руси; лета 7113 (1605) мая в 1 день преставися благоверный царь и великий князь Борис Феодорович всея Руси, в иницех Боголеп; лета 7113 (1605) июня в 10 день представися благоверная царица и великая княгиня Мария Григорьевна всея Руси; лета 7130 (1622) августа в 30 день представися царевна Ольга Борисовна"
|