Круглый стол «Народная культура в воспитании патриота России в учреждениях образования и культуры»
2 апреля 2015 года в Главном корпусе музея состоялся круглый стол с темой обсуждения: «Народная культура в воспитании патриота России в учреждениях образования и культуры». Такое громкое название было определено не случайно, потому что, как сказала В.Т.Устименко, заместитель генерального директора СПГИХМЗ по экскурсионно-туристской деятельности и маркетингу, кандидат педагогических наук, ведущий круглого стола, «патриотизм – это важнейшая сторона личной и общественной жизни. В переводе с греческого означает соотечественник и предполагает социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, гордость достижениями и культурой своей Родины. Всё это необходимо воспитывать у наших детей и молодёжи»..
С.В. Николаева, заместитель генерального директора СПГИХМЗ по научной работе, кандидат исторических наук, открыла дискуссию, сказав, что «патриотические чувства – это одна из главных составляющих убеждений. Убеждения – это узы, которые разорвать можно, но только если разорвать сердце. Чтобы лучшие чувства-убеждения сформировать, есть замечательный потенциал у музея. Здесь знания и впечатления очень тесно связаны друг с другом. Мы можем давать эти знания и создавать первые впечатления у наших самых маленьких посетителей по всем самым важным аспектам жизни. Очень важно, что мы собрались именно в музее, чтобы обсудить такую важную тему, тем более что в нашем музее находится одна из лучших коллекций декоративно-прикладного искусства, причём имеющую продолжение в нашем современном искусстве».
С.В. Горожанина, заведующий научно-фондового отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII - XX вв.» СПГИХМЗ, кандидат искусствоведения: «Музей является той базой, на которой можно изучать народные традиции. Более 60-ти тыс. единиц хранения предметов народного декоративно-прикладного искусства собрано в музее. Я призываю преподавателей, людей которые работают с этим материалом – проторить тропу в наш музей, может даже начать с себя. Чем больше знаний, не только книжных, а знаний, полученных в музее, тем глубже и полнее будет ваш учебный процесс. И такая традиция связи с музеем существовала с первых дней существования нашего музея. Была открыта выставка кустарных изделий нашего района в 1922 году, и не просто её открыли, а устроили мастер-классы. И с тех пор эта нить традиции не прерывалась. Всегда музей сотрудничал с мастерами. Сейчас педагог, который обращается к изучению местных традиций, должен чаще заглядывать в музей. Вот известный всем предмет, как матрёшка, её начинают изучать с детских лет. Что сейчас происходит: преподаватели декоративно-прикладного творчества «кутают» её в шаль нетрадиционную, хотя есть законы росписи. Почему именно матрёшка стала национальным символом России? Потому что она воплотила в себе представления о добре, о счастье, а счастье - это семья, когда все вместе. Матрёшка олицетворяет женщину, мать, она дородная, она с широким улыбающимся лицом. Образ её жизнерадостный. Поэтому, матрёшки, которые возникают у учеников, идут от позиции и знаний учителя. Наш музей широко открывает свои двери, стремится изменить свои формы сотрудничества с педагогами, и моя позиция, повторюсь – начинать надо с себя, надо чаще приходить в музей, интересоваться новыми выставками, нашими классическими экспозициями».
Дайн Мария Борисовна – искусствовед, директор МБУК «Центр Елизаветы Мамонтовой»: «Я глубоко убеждена, что наша встреча станет отправной точкой. Статус собрания очень высокий. Здесь собрались те люди, которые сохраняют народную культуру на территории нашего района., ценность этих людей возросла сегодня в десятки раз. Призываю вас быть патриотами во всём, даже в названии коллектива, кружка и т.п. Сейчас происходит полная перезагрузка всей культурной политики. Та структура, которая была у нас, полностью устарела. Что сегодня важнее - оригами или качественный детский фольклорный ансамбль? Я не призываю всем поголовно начинать заниматься лепкой из глины и пением народных песен. Мы сегодня говорим о правильном подходе к своим традициям, к своему народу, к своей стране. Например, то, как сейчас одеты наши коллективы – это дискредитация народных традиций. И здесь нам поможет музей. Призываю всех руководителей перешерстить свой подход полностью, потому что, если мы это с вами не сделаем, за нас это сделает кто-то другой. Давайте поменяем отношение к своей стране, давайте
Также на круглом столе выступили: Г.А.Гаврилова – учитель краеведения хотьковской начальной школы №3, С.Е.Петракова –зам. директора Абрамцевского филиала Московской Государственной художественно-промышленной академии им. Строганова, М.Г.Вишневская –учёный секретарь Художественно-педагогического музея игрушки, В.Л.Калиушко-директор ДТ «Наследие».
И.И.Гужова –заведущая отделом культурно-образовательных программ СПГИХМЗ представила концептуальную схему создания при музее «Центра традиционной народной культуры». Создание такого методического центра при музее в партнёрстве с Управлением образования, Управлением культуры и туризма, Культурным центром Елизаветы Мамонтовой (Хотьково) вошло в проект решения круглого стола.
В заключение был поднят вопрос о создании поддержки педагогов, работающих в народных традициях в учреждениях сферы образования и культуры. Здесь выступила И.С.Сельменёва - консультант управления по культуре и туризму администрации Сергиево-Посадского муниципального района.
Подать свои предложения по разным формам поощрения педагогов, руководителей кружков, работающих в народных традициях можно по электронной почте ustival@mail.ru для В.Т. Устименко до 15 мая 2015 года.
|