Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Ризница
Экспозиции:
  • Ризничное собрание художественных ценностей XIV-XIX вв.(иконы, рукописные книги, литургические ткани, церковная утварь)
  • Выставки:


    Конный двор
    Экспозиции:
  • Древнейшее прошлое Сергиево-Посадского края (археология)
  • Троице-Сергиева Лавра:архитектурный ансамбль, страницы истории (XIV-XVIII вв.)
  • Русское декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.(открытые фонды)
  • Мир русской деревни (русское народное искусство в жизни человека)
  • Выставки:
  • «Музей русской матрёшки»
  • "Преподобный Сергий – помощник всему государству и государям российским"
  • «Между небом и землёй» (виды русских монастырей)
  • «Образцы печные, рельефные и расписные»
  • «ХУДОЖНИК И ПРОМЫСЕЛ. ТВОРЧЕСТВО В.И. СОКОЛОВА»

  • Главный корпус
    Выставки:

  • «Перекрёстки впечатлений» (галерея «Арс Лонга»)

  • Краеведческий корпус
    Выставки:

  • От революции до войны (1917-1941 гг.)
  • «В годы войны»
  • У Троицы в Сергiевом посаде(картинки провинциальной жизни)
  • «Душа хранит воспоминанья. Детство. 1950-е годы»
  • Выставка "Война и мы"


  • ИНТЕРЕСНЫЙ ЭКСПОНАТ
    Смотреть



    Старый архив   Новый архив

    Фонды открытого хранения
    «Русское декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.».(стр.2)


    Зал 4 экспозиции ДПИ Очень привлекательным и разнообразным по своим декоративным качествам и техническим возможностям материалом для русских мастеров является кость. Уже в XVII в. традиции косторезного искусства начали развиваться в районе посада Холмогоры Архангельской губернии. Холмогорские мастера наряду с цевкой (обычной животной костью) использовали кость моржа, реже мамонта, изделия из которых особенно ценились. Самым ходовым товаром были гребни, коробочки, ларцы и шкатулки, украшенные тончайшими растительными узорами, изображениями животных и птиц, выполненными ажурной резьбой и гравировкой. Во второй половине XIX – начале ХХ в. резьбой по кости занимались в Троице-Сергиевом монастыре и Сергиевом Посаде, о чем свидетельствуют представленная в экспозиции подписная икона «Троица» 1869 г., выполненная Иваном Ильиным (монах Иона), и небольшая икона из слоновой кости с изображением Сергия Радонежского работы местного мастера И.С. Хрустачева.


    Шкатулка _Мичурин_. 1951 г. В.Е.Логинов, г. Хотьково Сложившиеся здесь традиции миниатюрной резьбы по кости и дереву оказали влияние на становление во второй половине 40-х годов прошлого века косторезного промысла в расположенном недалеко от Сергиева Посада городе Хотьково. Своеобразие этого центра проявилось в применении различных техник обработки кости, сочетании кости с деревом, широком использовании цевки. Эти черты нашли особенно яркое воплощение в работах 1950-х годов, и в частности в шкатулке В.Е. Логинова «Мичурин», костяные вставки которой виртуозно выполнены в оригинальной технике многопланового рельефа. Музейная экспозиция также дает возможность познакомиться с произведениями традиционных промыслов художественной обработки кости, которые сложились на востоке России: Тюмени (г. Тобольск), Якутии, Чукотке. Самобытность каждого из них основывается на этнических и художественных традициях местного населения.

    Зал 5 экспозиции За годы существования музея собрана богатейшая коллекция русского стекла и фарфора. Эти виды прикладного искусства получили бурное развитие в России в XVIII-XIX веках. В залах музея можно увидеть разнообразные по назначению, форме, технике исполнения и стилевой принадлежности изделия заводов того времени: императорских фарфорового и стеклодельного в Петербурге, частных фарфоровых заводов Гарднера, Попова, Кузнецовых, Корнилова, стеклодельных – Мальцовых, Бахметьевых и др. Среди экспонатов редчайшие образцы русского стекла и керамики, какими, например, являются стеклянные гравированные кубки XVIII в. или майоликовые изделия, выполненные на одном из первых керамических заводов России, открытом в 1724 г. в Москве купцом А.К. Гребенщиковым. В музее хранится замечательная коллекция фарфоровой пластики, включающая разнообразные жанровые скульптуры и целую серию – «Народы России», которая в XIX в. неоднократно возобновлялась на подмосковных заводах Гарднера и Кузнецова.

    Зал 5 экспозиции Коллекция стекла и фарфора советского и постсоветского периода представлена, главным образом, произведениями 1960-1980 годов, выполненными ведущими мастерами и художниками крупнейших заводов России. В истории отечественного фарфора лидирующее положение всегда занимали Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова (бывший Императорский) и два подмосковных завода: Дмитровский фарфоровый завод (бывший Гарднера) и Дулевский фарфоровый завод имени газеты «Правда» (бывший Кузнецовский). Эти предприятия являют собой две самобытные и яркие школы, обладающие своим стилем, высокой культурой работы с материалом и богатейшими традициями. Различие двух школ фарфора в том, что они наследовали разные исторические пласты русской культуры: московская ориентировалась на народную традицию, ленинградская – на идущее в русле общеевропейского развития высокопрофессиональное искусство XVIII – XIX веков.

    Яснецов В.К. Сервиз Лунная ночь. 1977 г. Дулевский фарфоровый завод.jpg В музейном собрании – отличающиеся тонким художественным вкусом и классическим чувством меры, изысканные и торжественные произведения художников Петербурга (Ленинграда) – А.В. Воробьевского, А.А. Яцкевич, В.М. Городецкого, Н.П. Славиной, И.С. Олевской; созвучные по форме и росписи народному пониманию прекрасного, яркие, жизнеутверждающие произведения художников Подмосковья – П.В. Леонова. В.К. Яснецова, Н.Н. Роповой и др. В экспозиции можно также познакомиться с коллекцией стекла и хрусталя второй половины ХХ в. Посудные формы, декоративные вазы и комплекты, объемно-пространственные композиции, стеклянная пластика выполнены с использованием самых разных техник и технологий ведущими художниками старейших стеклодельных заводов России. Это завод в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области (Е.И. Рогов, С.П. Верин, В.В. Корнеев, В.А. Филатов, В.С. Муратов); стекольный завод «Красный Май» в Вышневолоцком районе Тверской области (А.М. Силко, С.М. Бескинская), Дятьковский хрустальный завод (М.В. Грабарь, В.В. Сойвер, В.Я. Шевченко) .

    Витрина зала 5 (Гжель) Гордостью музейного собрания является довольно значительная коллекция Ленинградского завода художественного стекла, с деятельностью которого связано творчество таких мастеров прикладного искусства как Л.О. Юрген, А.А. Аствацатурян, А.М. Остроумов, Е.В. Яновская, Х.М. Пыльд, Б.А. Еремин, Ю.М. Бяков. Большая часть произведений из стекла и фарфора – уникальные образцы, созданные для крупнейших международных или всероссийских выставок. Таким образом, по своему многообразию, полноте представления отдельных центров, высокому художественному уровню входящих в него работ музейное собрание русского традиционного декоративно-прикладного искусства может быть отнесено к одному из лучших в стране. Составляющие его произведения свидетельствуют о большой одаренности русских мастеров, тонком художественном вкусе и самобытности их таланта.



    1      2      3
         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru