Выставка "Екатерина Ястребова. Живопись.Графика" (экспозиция 2 )
Жизнь её героев течет по простым житейским законам – неспешно и достойно – совсем как у «малых голландцев» и, так же как и у них, не теряя своей жизненной убедительности, они представляют всю картину мира. Она умеет видеть и сочетать микрокосмос повседневности с макрокосмосом всеобщего. Этой задаче вторит и живопись,образы монументальны, композиция логична, краски чисты. Это то самое равновесие между поставленной задачей и её блестящим разрешением, которое и именуется классикой. Как писал в начале ХХ века Павел Муратов: «Уверенность, что совершенство достигнуто, возникает легче всего, когда ясна цель стремлений. Оттого Высокое Возрождение и накопило так много всем понятных и никем не оспариваемых совершенств». Именно к этому и стремится всё творчество Екатерины Ястребовой. Художница любуется своими героинями, она помогает им обрести в душе рай, и эта задача так ценна сама по себе, что необходимая дань ХХI веку проявляется лишь в деталях, приправленных её традиционно мягкой иронией. Это своеобразный постмодернизм с человеческим лицом. Для художницы вообще характерны поиски рая.
В той же плоскости идут искания в дивной серии условно названной «Под покрывалом», где микрокосм человека гармонично сопряжен с макрокосмом мира. Екатерина Ястребова убаюкивает, врачует душу, она укрывает героев картин покрывалом, сотканным из простых и важных для человека вещей, возвращает им покой и, внешний мир становится уже не так враждебен.
Замечательны маленькие картинки Кати Ястребовой. По сути это still life – почти буквально тихая жизнь – одновременно и натюрморт и жанр – отличный постмодернистский парафраз голландского ХVII века. Но этим не исчерпываются культурные реминисценции этих небольших работ – в них идёт профессиональный разговор и с русскими учителями – З. Серебряковой, А. Дейнекой, А. Самохваловым. Но больше всего в этих картинах, конечно же, самой Екатерины Ястребовой – труженицы и выдумщицы.
Графика Екатерины Ястребовой заслуживает отдельного исследования, потому что для неё это совершенно самостоятельный вид искусства. Екатерина поистине по возрожденчески универсальна – ей, как говорил А. Блок, «внятно все». Её графические листы не прикладные, а самостоятельные высокопрофессиональные произведения, которым, надеюсь, будет уготовано большое будущее. В них сохранены все лучшие качества, которыми богата её живопись, но в графических листах она решает другие задачи по законам этого вида искусства, стараясь добиться, как и в живописи, совершенства.
Если бы все современные художники так глубоко, серьёзно и вместе с тем с такой же любовью, как Екатерина Ястребова, относились к своему творчеству, героям и зрителям, возможно, и наступил бы так долго ожидаемый «золотой век» в искусстве.
1
2
3
|