Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Выставки и экспозиции:

Выставки 2007 года
Выставки 2008 года
Выставки 2009 года
Выставки 2010 года
Выставки 2011 года
Выставки 2012 года
Выставки 2013 года
Выставки 2014 года
Выставки 2015 года

Выставки 2008 года:

  • Выставка "Русская масленица-2008" (29 февраля-29 марта 2008)
    (костюмы, сани, предметы быта и др.)
  • "Лица ушедшего века" (22 февраля - 03 мая 2008 г.)
    (живопись, графика, фотография, костюм)
  • "Мои годы и версты" (16 мая - 10 июля 2008 г.)
    - (Живопись Д.В. Воронцова)
  • "Выставка-конкурс "Весенний салон - 2008" (16 апреля - 21 марта 2008 г.)
    (декоративно-прикладное и монументальное искусства Сергиево-Посадских художников)
  • "Классики экспрессивного абстракционизма середины XX начала XXI века" (18 июля - 10 сентября 2008 г.)
    (работы современных художников творческой группы "DAVIDGROUP")
  • "Древо радости" (14 июня - 05 ноября 2008 г.)
    (работы участников кружков народно-декоративного творчества)
  • "Поэзия живописи Г.Л. Чистяковой-Горевой" (17 сентября - 02 декабря 2008 г.)
    (живопись, акварель, акрил)
  • Старый архив   Новый архив

    Выставка «Русская масленица-2008»


    Экспозиция выставки 29 февраля открылась выставка "Русская масленица - 2008". В экспозиции, посвященной одному из наиболее важных праздников народного календаря, представлено около 130 произведений художественного текстиля, керамики, дерева, стекла различных регионов европейской России. В Древней Руси масленица праздновалась как начало Нового года по лунному календарю. С XVI века после церковной реформы, утвердившей началом Нового года сентябрь, «масляная неделя» стала восприниматься как праздник проводов зимы и встреча весны.

    Экспозиция выставки Выставка открывается рассказом о традициях праздничного застолья. В экспозиции воссоздан фрагмент интерьера крестьянского дома с накрытым нарядной скатертью столом. На столе – керамические сосуды для молока, сметаны, блинов и т.д. Масленицу часто называли праздником белой пищи. «Масленицу встречали, сыры с маслом починали, пирогами и блинами гору устилали», - говорили в старину. На протяжении всей недели было принято дарить друг другу пироги, узорные пряники с надписями «Кого люблю, того дарю …» и др. Об их разнообразии можно судить по пряничным доскам XVIII-XIX вв., представленным в экспозиции.

    Костюмы новожёнов В праздновании Масленицы особое внимание уделялось молодежи. В эти дни устраивали смотрины женихов и невест. В некоторых областях известен древний обряд новоженов: молодые пары выстраивались вдоль улицы и целовались по первому требованию, после чего они ходили в гости к родственникам, гулявшим у них на свадьбе. Этих традиции иллюстрируются фотографиями лубков, праздничными костюмами, полотенцами, украшенными особыми символами, и .т.д. Масленица была временем веселья, праздничных катаний с гор. На подиумах экспонируются сани Олонецкой губернии для праздничного выезда, расписные саночки из Вологодской, прялки с изображением сцен катаний. Неизменными участниками праздника были ряженые, макет одного из них представлен в экспозиции. В витрине – трещотка, свистульки, которые должны были отгонять злых духов.

    Чучело Масленицы Кульминацией праздника являлись костры и проводы Масленицы, о чем рассказывает один из разделов выставки. Здесь представлены: макет чучела Масленицы на дровнях, на стене – деревянное колесо, полотенца с символами умирания и рождения жизни. Провожали масленицу с большим шумом: чучело ставили на сани и везли к месту костра под хохот, крики ряженых и бегущих рядом людей. В Московской губернии остатки костра разбрасывали по полю, что должно было обеспечить успешный рост озимых.

    Витрина экспозиции После благовеста веселье масленичной недели обрывалось, все спешили домой и просили друг у друга прощения, , поэтому последний день Масленицы носил название Прощенного воскресенья. Считается, что прощение является одной из форм очищения души перед Великим постом. В целом, сущность проведения Масленицы заключалась в устранении отжившего зла, умершей природы, пожелания изобилия и плодородия наступающей весны. Об устойчивости этих древних традиций в различных регионах России, содержание которых зачастую сходно с мифологией многих народов, и рассказывают экспонаты выставки.

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru