Выставка «Врывается XX век» (живопись и графика В.О.Роскина)
26 декабря 2012 г. открылась выставка «Врывается XX век», являющейся совместным проектом Сергиево-Посадского музея-заповедника и художественной галереи «LesOreades–Ореады». Она впервые столь полно и разнообразно представляет творческое наследие художника отечественного авангарда XX века Владимира Осиповича Роскина (1896-1984), пережившего многие драматичные события в жизни страны и отразившего их в своем очень индивидуальном творчестве.
Живописец, график, дизайнер, оформивший многие отечественные и зарубежные выставки, Владимир Роскин, как многие русские мастера, чей творческий путь начинался в 1910-1920-е годы, был универсальным художником.
На открытии выступили:зам. ген.директора музея С.В.Николаева, директор и куратором проектов галереи «LesOreades–Ореады» Лилия Петровна Славинская, зав.отделом ИЗО Жданова И.Ф., Председатель Сергиево-Посадского отделения Союза Художников РФ, внучка В.О.Роскина.
Он получил академическую выучку в Школе Ф.И.Рерберга, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, увлекшись новыми экспериментами в искусстве, посещал студию И.И.Машкова – одного из основателей общества «Бубновый валет».
Полученный им прочный профессиональный фундамент пригодился для выработки собственного художественного языка.
Кратким, но интереснейшим и знаковым эпизодом в биографии мастера, повлиявшим на его дальнейшее творчество, стала работа Владимира Роскина для «Окон РОСТА» вместе с Владимиром Маяковским. Под влиянием стиля поэта со знаками-символами складывалась и манера других. Лаконизм художественных средств, язык плаката, лубка, отдельные футуристические приемы в работах Роскина – родом из периода «Окон».
Стиль Владимира Роскина в живописи сложился из многих составляющих, вобрав в себя разнообразные новаторские эксперименты 1910-1920-х годов.
На выставке экспонируются произведения позднего периода творчества художника – в основном они были созданы в 1960-1970-е годы, когда его искусство переживало новый подъем. Это картины «былого», некие реконструкции-видения. Для их создания Роскин избирает манеру, возрождающую художественные поиски 1920-х годов и вполне соответствующую стилю 1960-х.
Роскин создал свою живописно-пластическую формулу: метафорически усложненную, полную символов, выразительную по цвету. А главное – активизированную личными переживаниями. Поэтому так много внимания в его произведениях уделено образам-воспоминаниям.
К концу 1910-х – началу 1920-х годов Роскин выработал собственную манеру в рисунке. Она далека от экспериментов кубизма и футуризма, которым художник отдал дань в живописи. Она в меру условна и в меру реалистична. Рисунок давал художнику возможность выразить тончайшие настроения, увлекая зрителя игрой линий и пятен, выразительностью и ритмом штриха.
В живописи и графике Владимира Осиповича Роскина сложилась определенная структура жанров – автопортреты и натюрморты: «я» и мир моих вещей.
Автопортрет пунктиром проходит через все творчество художника. Автопортреты вольно или невольно складываются в серию – она и есть духовная биография мастера, отчасти реальная, отчасти воображаемая.
В натюрмортах Роскина - своя философия, свои воспоминания, своя исповедальность.
Привычный, неизбежно сузившийся с годами мир, обладал для него неисчерпаемым разнообразием, вечной способностью к обновлению.
Выставка работает до 10 февраля с 10.00 до 18.00
(кроме понедельника и вторника)
тел. кассы: 540-53-42
Фоторепортаж
|