Выставка «Эрмитаж русской культуры» (экспозиция стр.1)
«Сергиево-Посадский музей — своего рода эрмитаж русской культуры от XIII до конца XX века. Он входит в число ценнейших российских музеев...». Так сказал о музее в конце прошлого столетия академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Очевидная при первом впечатлении противоречивость образа (действительно, со словом «эрмитаж» ассоциируется, прежде всего, знаменитый столичный музей) оказывается очень точной формой, найденной великим человеком для выражения своего глубокого понимания значения музея и уважения к его истории.Выставка рассказывает о самом Начале «превращения» древнего монастырского собрания в музей, знакомит с работой Комиссии по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой Лавры». Выдающиеся представители русской культуры, входившие в её состав, определили высокий научный уровень всей дальнейшей деятельности музея.
Начинается выставка с раздела, рассказывающего о первых результатах научной работы, первых выставках, посвящённых иконографии Лавры, местным кустарным промыслам (1920,1922 годы), о первом крупном пополнении музейной коллекции – известном собрании А.А. Александрова (1930 г.), некоторые произведения из этой коллекции впервые представляются зрителям; например, «Итальянский пейзаж» известного русского живописца начала XIX в. Ф.М. Матвеева.
Здесь воссоздана атмосфера рабочего кабинета, где могли составляться и обсуждаться проекты создания музея ; документы, регистрирующие музейные коллекции (они представлены на выставке), решаться важные вопросы сохранения архитектурных памятников (тема реставрации архитектурного ансамбля Лавры также нашла отражение в экспозиции).
Музейная археология — одно из направлений деятельности, связывающей его историю и современность, представлена редкими находками памятников монастырского некрополя, кладами монет (между прочим, вы не раз слышали слово «кубышка», а как она выглядит, вы представляете?) и другими памятниками.Археологическая экспедиция Сергиево-Посадского музея-заповедника (Загорская археологическая экспедиция, ЗАРЭ) была создана при историческом отделе и с августа 1984 года проводит археологические исследования на территории Московской области и прилегающих регионов.
Второй раздел выставки посвящён развитию
музейных коллекций в XX — начале XXI в. и сложнейшей работе музейных реставраторов по спасению художественных памятников. В первые дни Великой Отечественной войны в состав фондов музея вошло ценнейшее собрание Музея народных художественных промыслов. Уникальные произведения из этих коллекций экспонируются на выставке в окружении лучших образцов народного искусства, привезенных сотрудниками, из многочисленных экспедиций 1950-2000 годов. Экспедиции последних десятилетий позволили по-новому увидеть и оценить такое яркое художественное явление как костюм русской крестьянки. Траурные – «кручинные», «горевые», «печальные» - одежды из Пензенской, Тамбовской и Рязанской областей стали толчком к пониманию традиции русского траура, отличающейся от нынешних представлений. Впервые вошли в коллекцию экспонаты из старообрядческой среды Вятской и Нижегородской областей, сохранившие черты старинной одежды в праздничных и, особенно, моленных женских костюмах.Собрание народного искусства Сергиево-Посадского музея-заповедника постоянно изучается: составляются каталоги, издаются книги, лучшие памятники участвуют в экспозициях и многочисленных выставках в стенах музея, других городах страны,за рубежом.
Лучшие произведения современного декоративно-прикладного искусства демонстрируют развитие коллекций произведений народных художественных промыслов. Актуальность этих коллекций, их связь с современным изобразительным искусством подчеркиваются графическими работами Т.В. Киселевой из серии «Женский народный костюм центральных районов России».
|