Выставка "Письмо с фронта" (экспозиция стр.1)
Название выставки дала картина известная многим поколениям советских людей по репродукциям в учебниках. Однако даже среди жителей Сергиева Посада мало кто знает, что картину художник Александр Иванович Лактионов писал в стенах Троице-Сергиевой Лавры. В годы Великой Отечественной войны в Загорск (ныне Сергиев Посад) была эвакуирована Ленинградская Академия Художеств. Студентам, преподавателям и членам их семей (в общей сложности более 500 человек) предоставили различные помещения. «Письмо с фронта» Александр Иванович писал по утрам, в солнечную погоду. Через два года в 1947 году картина было закончена и отвезена художником в Москву. Она экспонировалась на Всесоюзной художественной выставке 1948 года и получила поистине всенародное признание. Картина «Письмо с фронта» по сей день, занимает центральное место в зале Великой Отечественной войны в Третьяковской галерее на Крымском валу.
В экспозиции выставки «Письмо с фронта» Сергиево-Посадского музея представленная репродукция картины является своего рода знаком – символом военной жизни небольшого провинциального города. Вокруг нее реальные предметы военной эпохи, главными из которых являются письма. Треугольнички, почтовые карточки, конверты со штемпелем «проверено цензурой» как бесценные реликвии хранились в семьях земляков. Переданные в музей они стали достоянием памяти, любви и благодарности солдату-победителю.
В целом, выставка рассказывает о жизни небольшого города Загорска в годы страшной войны, когда на фронтах гибли миллионы.
В первом зале представлен Загорск 1941 года. В зале воссоздан интерьер комнаты до 22 июня и та же комната через несколько месяцев.
В октябре 1941 года началась эвакуация промышленных предприятий в восточные районы страны. На стене – карта эвакуации, баннер с фотографиями того времени, реконструкция вагона.
Тема экспозиции второго зала дала название всей выставке – «Письмо с фронта» А.И. Лактионов изобразил на своей картине пять персонажей. Каждый писался художником с конкретного лица. Сотрудники музея разыскали и пригласили на открытие выставки Ольгу Павловну Быстрову, которая стала прототипом веселой девушки-активистки с красной повязкой. Бодрость, жизнерадостность, активность она сохранила и в свои почти 82 года. Девочку художник писал с Маргариты Николаевны Лобановой, также присутствовавшую на открытии выставки. Они поделились своими воспоминаниями о тех трудных, но великих временах. Рассказали о некоторых интересных подробностях написания картины. Им были вручены цветы и памятные подарки.
Всю стену второго зала занимает огромный баннер, представляющий собой композицию из писем фронтовиков своим родным и близким. В витринах представлены предметы быта тех лет, подлинные письма и фотографии.
|