Выставка «Три века изящных искусств" (экспозиция)
(живопись и графика из фондов музея: к 95-летию Сергиево-Посадского музея-заповедника)
22 апреля 2015 - середина июля 2015. Главный корпус музея(пр-т Красной Армии 144
РЕЖИМ РАБОТЫ
На выставке, посвящённой 95-летию Сергиево-Посадского музея-заповедника, экспонируется небольшая, но очень значимая часть его богатейших фондов – избранные произведения коллекции изобразительного искусства XVIII-XX веков.
«Громкие имена» на выставке – это известные художники, создававшие свои работы в разные периоды истории русского искусства: А.П. Антропов, В.Л. Боровиковский, И.Е. Репин, И.К. Айвазовский, И.И. Шишкин, В.В. Верещагин, М.В. Нестеров, В.А. Серов, М.А. Врубель и ряд других знаменитых мастеров живописи и графики.
В работах неизвестных художников, вошедших в юбилейную экспозицию, - в парадных и камерных портретах, графических листах – именитые персоны: российские императоры и императрицы, видные деятели государства и отечественной культуры, церковные иерархи.
В экспозицию вошло около 60-ти лучших произведений живописи и графики из «золотого фонда» Сергиево-Посадского музея-заповедника.
Продолжительность экскурсии - 1,5 ак.ч.
Цена для группы до 20 человек: Взрослые – 2900 руб.
Льготная категория (школьники, пенсионеры) – 1900 руб.
Заявки и предварительная запись по тел.: 8(496) 540-53-56, sergiev-excur@yandex.ru
ЗАЛ 1 (Живопись)
Коллекция живописи XVIII-XX веков Сергиево-Посадского музея-заповедника представляет оригинальное по составу собрание произведений. Она включает в себя парадные портреты государей и священнослужителей, картины исторического, религиозного, аллегорического содержания, камерные портреты и пейзажи. Авторами многих из них являются известные русские художники, часть работ принадлежит мастерам, чьи имена еще предстоит установить в научном процессе атрибуции.
Основную часть живописной коллекции XVIII-XIX веков составляют произведения из собрания ТСЛ и коллекции издателя А.А.Александрова. Дополняют ее работы, поступившие после революции из Дома призрения, церквей и, возможно, окрестных усадеб. Все они в период становления музея явились фундаментом для дальнейшего комплектования живописного собрания, в которое со временем влились произведения русских и советских мастеров, художников Сергиева Посада.
Среди произведений XVIII-XIX веков преобладают портреты. Парадные писались по заказу Лавры и Синода для создания портретной галереи царствующих особ и их ближайших родственников, и находились в монастырских покоях и загородных резиденциях.
Портрет царя Иоанна V Алексеевича парсунного характера является работой неизвестного русского художника. Он соединяет в себе иконописные черты в написании атрибутов царской власти с умением художника создавать объемное изображение фигуры человека, сообщая ей жизненную убедительность. Известно, что в XVII- начале XVIII вв. подобные произведения создавались живописцами Оружейной палаты.
Автором портрета Прасковьи Федоровны Салтыковой, супруги царя Ивана Алексеевича,является талантливый русский портретист Иван Никитин. Творчество этого художника - свидетельство новых возможностей живописи и уверенного их освоения русскими мастерами.
Кисти неизвестных художников принадлежат овальные портреты Петра I и его сына царевича Алексея Петровича.
Среди русских художников XVIII века одним из наиболее заметных портретистов был Алексей Антропов. На выставке находятсядва парадных портрета, написанные им для Лавры.Коронационные портреты Елизаветы Петровны и Петра III - примеры не только возросшего мастерства русского художника, но и символы нового времени и новых побед. Живопись Антропова отличают звучность колорита, осязаемая передача фактуры материала, и самое главное - передача убедительной характеристики персонажей, уже проступающей сквозь постановочные позы и пышную декоративность.
Портреты членов императорской фамилии продолжали появляться в Лавре и в XIX веке. Из них особо выделяется полотно, с изображением Александра I с супругой Елизаветой Алексеевной, символизирующее триумф России и императора в войне над Наполеоном.
Портретная галерея сохранила до наших дней облик церковных иерархов XVIII-XIX веков. На выставке представлены портреты двух митрополитов – Платона Левшина и Филарета Дроздова. С их именами связаны многие исторические события и процветание Лавры.
На рубеже XVIII-XIX веков из парадных и полупарадных форм портрета начинает выделяться камерный портрет. Художники все большее внимание начинают обращать на индивидуальность человека, на состояние его души. Камерные портреты украшали интерьеры дворянских усадеб и купеческих домов, из них складывались впоследствии галереи образов предков, прибавлявшие гордость их владельцам. Небольшая галерея образов доносит до нас черты людей ушедшей эпохи, оставляя ощущение тайны их бытия.
Лишь один из этих портретов, к счастью, имеет подпись. Он создан известным немецким портретистом Карлом Лашем, проживавшим и работавшим в Москве с 1847 по 1857 год.Камерный портрет необычайно интересен тем, что может многое рассказать о судьбе своих персонажей. Так портрет Льва Арнольди способен воссоздать в рассказах картины жизни и быта сразу нескольких семей, известных своими заслугами перед Отечеством: Цициановых, Россет, Смирновых и Свербеевых. Личность самого Льва Арнольди примечательна тем, что он оставил в своих воспоминаниях о Гоголе, самое подробное описание развития сюжета второго тома романа «Мертвые души», который, как известно, не сохранился.
В ряду камерных портретов особенно красив «Портрет неизвестной в чепце». Он привлекает внимание гармонией светлого образа миловидной женщины и изысканного колористического решения всех деталей ее одежды. Характер живописи позволяет отнести это произведение в разряд работ профессионального мастера, тонко уловившего настроение женщины.
Парные портреты немолодых супругов по типологии являются усадебными, и хранят еще неразгаданные тайны своего бытия.
Купеческий портрет как показатель материального благополучия и самоуважения неродовитых, но упорных в своих стремлениях людей, является неоспоримым достижением искусства XIX века. Два портрета из коллекции Александрова представляют неизвестную купеческую чету: мужчину с конвертом в руке и женщину в шали.
Ряд произведений из лаврского собрания религиозного содержания исполнен с разной степенью мастерства. Часть из них находилась в Вифанских покоях митрополита Платона. Украшением этого ряда произведений являются две замечательные работы – копии XIX века с известных картин Филиппа де Шампеня «Моисей со скрижалями» и П.Рубенса «Встреча архиепископа Амвросия с императором Феодосием».
Знаменитому русскому художнику XVIII-XIX веков В.Л.Боровиковскому принадлежит небольшое полотно «Сон Боровиковского». Картина написана художником незадолго до смерти и отражает религиозные и мистические настроения, нараставшие в его жизни и творчестве на склоне лет.
Автором классического полотна«Итальянский пейзаж» является Ф.М. Матвеев. Оно написано художником на рубеже XVIII-XIX веков в Риме, куда он отправился в качестве пенсионера АХ, получив большую золотую медаль. Хорошо усвоив принципы классицизма, он создавал пейзажи, при всей своей идеальности, проникнутые живыми чувствами.
Жемчужиной музейной коллекции является картина «Прибой» выдающегося русского мариниста И.К.Айвазовского, известного своим колористическим даром и фантастической способностью передавать все световые и цветовые нюансы морской глади и морского воздуха.
Произведения художников конца XIX- первой половины XX веков в музейном собрании составляют интересный комплекс, связанный с общим развитием изобразительного искусства этого периода и с появлением яркого культурного феномена – художественной жизни в провинциальном Сергиевском Посаде. В него входят работы известных русских мастеров, для которых город стал источником вдохновения, и произведения тех, для кого Сергиев Посад навсегда стал местом жизни и творчества. На выставке этюды М.В. Нестерова, В.В. Верещагина, Г.Ф.Ярцева,картины К.Ф. Юона, А.А. Осмеркина,В.Ф. Мея иным художественным языкомотражаютновые темы,возникшие в процессе демократизации искусства.
Советский период живописи достойно представляют полотна двух наиболее именитых мастеров города: Народного художника России Н.И. Барченкова и И.Т. Сандырева. Работая в разных стилистических традициях, каждый из них создал свой неповторимый мир, пронизанный любовью к России, русской природе, жизни своих соотечественников.
Три века изобразительного искусства отражены в экспозиции нашей выставки. Жанровое и стилистическое многообразие произведений, созданных мастерами XVIII-XX веков, дают возможность зрителю проследить развитие русского искусства и насладиться красотой и изяществом художественных образов разных эпох.
ЗАЛ 2 (Графика)
Собрание графики XVIII-XX веков в Сергиево-Посадском музее-заповеднике обширно и разнообразно по-своему тематическому, жанровому составу, технике и манере исполнения.
Его основа – произведения, происходящие из Троице-Сергиевой лавры (многие из них создавались в лаврской литографской мастерской). Источники комплектования коллекции графики конца XIX-XX веков традиционны для музейной практики: это централизованные «вливания» из Министерства культуры РСФСР» и «Росизопропаганды», поступления с выставок, проводившихся в музее, приобретение работ у частных лиц.
Для юбилейной выставки отобраны светские произведения оригинальной и печатной графики, в основном периода второй половины XIX-XX веков: репродукционная графика (гравированные репродукции живописных полотен как характерные образцы этого вида искусства определённого времени), рисунки и гравюры известных художников-живописцев по преимуществу (И. Репина, В. Маковского, В. Серова, И. Шишкина, М. Врубеля, Б. Кустодиева, К. Петрова-Водкина) и работы таких признанных мэтров графики XX в., как В. Фаворский и Т. Маврина.
Многие произведения экспонируются после очень долгого пребывания в фондах музея, а некоторые впервые выходят к музейному зрителю.
|