Впечатления "Тамаринда"


        Тропическое растение из Индии - тамаринд, или финиковое дерево, завезенное извне, широко распространилось почти по всей Южной Калифорнии. На Тамариндовом проспекте в Голливуде начала свою деятельность мастерская, возродившая в Соединенный Штатах искусство литографии, к которому вскоре обратились в своем творчестве многие самые значительные художники страны. Как и само дерево, литография расцвела на новом месте - уже в Лос-Анджелесе, в мастерской "Тамаринд", открытой в 1960 г., благодаря страсти и дальновидности художника и литографа-самоучки Джун Уэйн, заместителя директора студии Клинтона Эдамса и мастера-печатника Гэро Антреасяна.
        Темпы развития мастерской, финансируемой грантом Фонда Форда, были стремительны и плодотворны. К сотрудничеству с опытными печатниками приглашались многие ведущие художники, исследовавшие творческие возможности литографского камня. Среди первых были Ричард Дибенкорн, Джозефф и Энни Элберсы, Рубен Накиян, Луис Невельсон, Сэм Френсис. За первые десять лет в мастерской проработали в качестве полноправных членов или гостей 103 художника, создавшие 2900 различных изображений общим числом около 90000 оттисков.
        В 1970 году в г. Альбукерке, штат Нью-Мексико, был основан нынешний Институт "Тамаринд", ставший одним из подразделений Университета Нью-Мексико. В Америке в 1950-е годы литография находилась на грани исчезновения, а в Европе над ней доминировала академическая традиция.
        Первой целью "Тамаринда" была подготовка печатников - высокоточных техников-ремесленников, воплощавших с наилучшим качеством изображения, создаваемые художниками-экспериментаторами. До сегодняшнего дня печатников "Тамаринда" побуждают изобретать все мыслимые технологии. И если в 1950-е годы американским художникам приходилось пересекать океан, находить в Европе печатную мастерскую и финансировать все производство, то теперь ситуация изменилась радикально. Многие европейцы едут в США поработать с печатниками, прошедшими подготовку в институте "Тамаринд".
        На десятилетнем юбилее деятельности института, Эдамс отмечал: "В то время, как в 1950-е годы необычайно трудно было отыскать художника, работавшего в жанре литографии, сегодня в Америке лишь очень немногие этого еще не делали..."
        Литография - технически сложный вид искусства, многогранный в своих проявлениях. Она отличается широким диапазоном художественных графических средств, большой точностью воспроизведения оригинала, индивидуальной творческой манерой художника. Литографский камень может быть чувствителен как фотография. Его полированная поверхность идеальна для заливок сочным цветом. Выставка "Впечатления "Тамаринда" - наглядное тому доказательство.
        На ней представлены 40 работ разных художников, и в традициях, близких к классическим, и в экспрессивной и абстрактной манерах, с использованием элементов коллажа и аппликации. Напряженные и лирические, цветные и черно-белые, они демонстрируют максимум возможностей литографского камня.
        Сегодня в США около сотни профессиональных мастерских, занятых длительными творческими проектами, часто совмещающие литографию с другими печатными средствами. Бесспорно, в этом заслуга "Тамаринда", созданного и поддерживаемого художниками ради художников. И если природа ограничила жизнь финикового дерева определенными широтами, литография оказалась достаточно гибкой и приспособилась к существованию в поразительно разных формах, требуемых современными художниками различных убеждений. Теперь, услышав слово "тамаринд", вы скорее подумаете о литографии, нежели о пейзаже с финиковым деревом.

Старый архив     Новый архив