Традицией Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника стала организация выставок современного декоративно-прикладного искусства. Выставка "Художественное стекло России" знакомит с произведениями художественного стекла, выполненными, главным образом, в конце 1980-х - 1990-е годы. Исключение составляют несколько работ 1960-х - начала 1980-х годов, с определенной ретроспекцией представляющих творчество таких известных художников, как Е.А. Иванова, разработавшая в конце 1950-х годов рецептуру знаменитого сульфидно-цинкового стекла, и художники Гусевского хрустального завода В.С. Муратов и В.И. Касаткин.
Экспонентами выставки явились около пятидесяти художников, представивших 98 работ, выполненных из цветного и бесцветного стекла и хрусталя, оптического и даже обычного листового стекла.
Наряду с традиционными центрами русского стеклоделия, такими, как Гусевский и Дятьковский хрустальные заводы (Владимирская и Брянская области), завод "Красный Май" (Вышний Волочек Тверской области) большое место на выставке занимают работы художников Москвы и Санкт-Петербурга.
Представленные произведения разнообразны по жанру и отражают различные направления развития русского стеклоделия. Это посудные формы, декоративные вазы, панно, витражи, объемно-пространственные композиции и стеклянная пластика. Они выполнены с использованием различных техник и технологий, многие из которых оформились несколько веков назад и продолжают существовать по сей день.
Так в работах художников старейшего в России Гусевского хрустального завода, основанного в середине XVIII века, широко применяется гутная техника, когда создание изделий производится непосредственно у стекловаренной печи, "гуты", с использованием различных приемов обработки горячего стекла. В этой технике, например, выполнена анималистическая пластика В.С. Муратова, появление которой в 1960-е годы можно связать с развитием традиции изготовления посуды в форме зверей и птиц.
Несмотря на то, что в ассортименте изделий предприятия значительное место отводится бесцветному стеклу и хрусталю, область художественного творчества устойчиво закреплена за цветным стеклом. Представленные на выставке работы гусевских художников В.С. Зайцева, В.И. Касаткина, О.И. Козловой, А.С. Курилова выполнены с использованием цветного хрусталя. Появление к жизни многих из них навеяно образами природы, фольклора, русской истории и архитектуры. Традиции гравированного хрусталя продолжили свое развитие в творчестве А.С. Курилова.
Основным направлением работы художников Дятькова является создание произведений из бесцветного хрусталя. Природа этого материала со свойственной ему прозрачностью, способностью преломлять и отражать лучи света раскрыта в произведениях Е.И. Вольновой, К.В. Ржешевской, В.В. Стольниковой, З.Ф. Чумаковой. Традиционная для хрусталя алмазная грань в их работах образует не только сложные орнаментальные, но и сюжетные композиции. В этом плане интересен опыт обращения художницы Е.И. Вольновой к темам древнерусского искусства в работе "Китеж-град" и серии декоративных тарелок "Богоматерь", "Троица", "Борис и Глеб", "Георгий Победоносец".
Стекольный завод "Красный Май", основанный в середине XIX века, традиционно ориентирован на производство изделий из цветного стекла. Художественной выразительностью, ювелирностью исполнения отличается композиция Е.Ю. Есиковой "Синие ирисы". Классическая простота и строгость характерны для вазы К.Н. Литвинова, выполненной из бесцветного хрусталя и декорированной кобальтовыми и матовыми полосками.
Уже в конце 1950-х годов заводом было освоено сульфидное стекло, позволившее художникам добиться большего цветового разнообразия и придать черты уникальности каждому произведению, меняя тон и прозрачность отдельных участков стекла. Сегодня "Красный Май" является единственным предприятием, где технология изготовления этого материала вошла в практику. Работы С.Е. Невиницына, выполненные из сульфидного стекла, обращают на себя внимание не только необычными цветовыми решениями, но и нетрадиционным для стекла монументальным решением формы (композиции "Сидящий", "Фигура").
Большое разнообразие авторских почерков, манер, новаторские решения в области цвета, пластики декоративных форм - характерны для творчества художников Москвы и Санкт-Петербурга. Этап "авторского стекла", начавшийся в конце 70-х годов, в 1990-е годы вышел на несколько иной уровень: большое развитие получило движение стекольных студий, авторских мастерских, небольших фирм. Среди участников выставки художники петербургских предприятий "Росвуздизайн", "Макграв", московских - "Стекло и мир", "Мануфактура художественного стекла" и др.
Отдельным блоком в экспозиции выделена фирма "Макграв", представившая работы всех своих художников. Фирма была организована в 1991 году группой специалистов Ленинградского завода художественного стекла (в настоящее время завод не работает) с целью возрождения искусства ручной объемной гравировки, которая к началу 1990-х годов сохранялась лишь в мастерских отдельных художников. В настоящее время предприятие получило известность не только в России, но и за ее пределами. Среди работ фирмы на выставке наибольший интерес представляют декоративные композиции "Вознесение" (автор С. М. Гудин) и "Балена" (авторы Е.В. Лаврищева и В.Н. Маковецкий).
Сложность и выразительность гравированного рисунка в сочетании с лаконичной простотой форм, выполненных из оптического стекла, придают им особое современное звучание.
Отсутствие заводской производственной базы активизировало поиски новых технологий, в области художественного стекла стали широко использоваться нетрадиционные материалы. Так в произведениях ряда московских художников И.Н. Мишина, Н.В. Мардарь, Н.В. Николенко, Е.Э. Остапенко, А.Н. Криволапова применяется обычное листовое стекло. Композиции А.Н. Криволапова "Рыбы" и "Мольба" собраны из небольших склеенных между собой стеклянных пластин, что придало им своеобразную декоративность и новизну пластического решения.
Интересны работы из оптического стекла художников О.А. Победовой, М.Ю. Лисицыной, С.И. Дыренкова. Точность построения пластических объемов, игра света, преломляющегося на гладких полированных поверхностях и в толще стеклянных блоков сообщают им черты монументальности.
Наряду с произведениями молодых художников на выставке представлены работы мастеров старшего поколения О.М. Кобылинской, Н.П. Матушевской, Л.И. Савельевой, Ю.А. Мунтяна. Их отличает профессионализм, высокий художественный уровень, образная содержательность.
Особое место в экспозиции занимают произведения монументально-декоративного характера. Это витражи А.Ф. Шитова, А.Н. Криволапова, петербуржцев О.В. и Т.А. Шапошниковых, пространственная композиция Ф.А. Ибрагимова "Чудо Георгия о змии". В последние годы такие работы нашли широкое применение в офисных и жилых интерьерах.
В целом не претендуя на полноту материала, развернутая в стенах музея экспозиция дает представление о многообразии процессов и направлений в развитии современного художественного стекла России.
Н.В. Толстухина.