36 картин мастеров западноевропейской и русской живописи XVII - XX вв.


        Выставка "36 картин мастеров западноевропейской и русской живописи XVII - XX в." из собрания Серпуховского историко-художественного музея приурочена к 70-летию Московской области. Выбор именно этой экспозиции к юбилею Подмосковья закономерен, т.к. серпуховская коллекция живописи по праву считается одной из лучших среди региональных музеев России и содержит целый ряд первоклассных произведений.
        Основное ядро музейного собрания составила коллекция серпуховской купчихи I гильдии А.В. Мараевой, включавшая памятники древнерусской культуры. В 1896 г. Мараева приобрела часть собрания известного московского коллекционера и антиквара Ю.В. Мерлина, которое состояло из картин и скульптур иностранных авторов XVI - XIX вв. Тонкий вкус и глубокая эрудиция позволили Мерлину собрать ценную коллекцию в основном итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров.
        После революции собрание А.В. Мараевой было национализировано и передано в Серпуховский "Музей старины и искусства" (1920). Сюда же попали памятники из национализированных особняков и поместий гр. Орловых-Давыдовых, Соллогубов, кн. Вяземского. Затем в Серпухов были переданы произведения русской школы из I Московского пролетарского музея, Музейного фонда, Московского губернского музея.
         Серпуховской музей сегодня - один из самых значительных в Подмосковье, обладающий собранием отечественного и западноевропейского изобразительного и прикладного искусства XVI - XX вв.         На нынешней - тематической - выставке экспонируется 36 живописных пейзажей из этого собрания.
        Ее западноевропейская часть представляет работы голландских, фламандских, итальянских, французских художников, принадлежащих к различным школам и направлениям европейской живописи. Здесь у зрителя есть прекрасная возможность познакомиться с разными типами пейзажа: жанровым, мифологическим, ведутой (городской архитектурный пейзаж), мариной (морские виды).
        Открывают экспозицию произведения XVII - XVIII вв.
        В XVII в. в европейском искусстве складываются крупные национальные школы, определяются отдельные виды и жанры. Для пейзажа - это период наивысшего расцвета.
жТБОУ чБХФЕТУ. уБФЙТ Й ОЙНЖБ. жМБНБОДУЛБС ЫЛПМБ.        Фламандской школе живописи принадлежит работа Франса Ваутерса "Сатир и нимфа" (это слегка видоизмененная копия первой половины XVII в. с одноименной картины художника в собрании лондонской Национальной галереи). Она дает образец мифологического пейзажа, решенного в традиции классицизма с присущей ей трехплановостью, кулисным построением пространства, чередованием полос света и тени, гармоничным колоритом.
        В Голландии XVII в. пейзаж был самым распространенным и любимым жанром живописи. Это пейзаж национальный, запечатлевавший виды определенной местности, стремившийся к конкретности изображения. Художники писали картины в мастерской на основе рисунков, сделанных с натуры. На раннем этапе голландский художник еще как бы боится безлюдной природы, не знает возможности "чистого пейзажа". Ему кажется, что одухотворенность входит в пейзаж лишь благодаря зримому присутствию человека. Не случайно голландцы особенно часто обращались к жанровому пейзажу.
оЕЙЪЧЕУФОЩК ИХДПЦОЙЛ. рТБЪДОЙЛ Ч ДЕТЕЧОЕ. зПММБОДУЛБС ЫЛПМБ.        Так поступает неизвестный художник XVII в, автор картины "Праздник в деревне" , делая пейзаж фоном для жанрового сюжета. Он обращается к теме, традиционной для голландской живописи со времен Питера Брейгеля Старшего, с характерными для нее мотивами пьяного застолья, грубоватого ухаживания, танцев. Сюжет разыгрывается ярко, динамично, благодаря разнообразию "мизансцен", характерности и выразительности типов. (Крестьянские сцены и мотивы для голландцев XVII в. были жанром с явно комической окраской). В этой картине еще нет присущих лучшим пейзажам голландских мастеров единой световоздушной среды, тонального колорита. Резкий свет, искусственность и пестрота цветовой гаммы подчеркивают гротескную остроту характеристик участников праздника.
*        *        *
        XVIII столетие оказалось не менее важной вехой в развитии западноевропейского пейзажа, чем век предшествующий. Особое значение приобрели итальянские мастера Венецианской школы и французские художники.
        Венецианские живописцы XVIII в. прославились как авторы мифологических пейзажей, создатели ведуты.
        Фантастический архитектурный ландшафт с мифологическим стаффажем представляет работа малоизвестного итальянского художника А.М. Коста "Жертвоприношение Поликсены". Барочный мотив (сцена мучения, подвига) дан без драматического пафоса, зрелищно-эффектно, - в классицистическом варианте: предельно уравновешена композиция, четко разработаны пространственные планы, коричневые, зелено-золотистые и голубые цвета распределены мудро, согласно определенным правилам.
        В "Пейзаже с рыбаками" Д. Дзайса, при сохранении элементов сочиненности идеального мотива античных памятников и кулис, мы видим уже отказ от локальной окраски и четких контуров, благодаря чему возникает обволакивающая воздушная среда, напоенность картины солнечным светом.
бОФПОЙП лБОБМЕФФП. чЕОЕГЙС. чЙД ОБ ВПМШЫПК ЛБОБМ.        Крупнейшим мастером ведутного пейзажа был Антонио Каналетто (1697-1768). На выставке - ведута, созданная в мастерской Каналетто в 1730-е гг., "Венеция. Вид на большой канал".. Удивительно точно и любовно воспроизведены на полотне набережная, прославленные сооружения города. Солнечный свет, золотистый и прозрачный, дает ощущение живой связи архитектуры с воздухом и небом Венеции. Художник искусно вписывает в пейзаж жанровые мизансцены.
        Пейзажная фантазия французского мастера 2 пол. XVIII в. Ф.Ж. Лутербура "Странствующее племя" увлекает зрителя в мир прошлого, воскрешая перед ним образы древних памятников среди безмятежных природных просторов, фигурки путешественников. Эта работа в определенной мере позволяет оценить декоративные достоинства рокайльной живописи, где формы натуры, линии и краски преображены, отвлечены от своих реальных жизненных качеств ради изысканности и декоративности художественного образа. Тончайший по краскам - высветленным, сотканным из оттенков розового, голубого, золотистого тонов, - пейзаж воспринимается как цветной мираж, настолько он призрачен и театрален.         *        *         Европейская пейзажная живопись XIX в. представлена на выставке прежде всего маринами. Это работы голландских мастеров (Вермер "Рыбацкие барки у голландского берега"; Месдаг "Парусники в море"), для которых этот тип пейзажа всегда был одним из самых любимых. Именно на море ими были открыты еще в XVII в. явления тонального единства элементов пейзажа и воздушной перспективы. В маринах проявился интерес к проблемам пленэра. Море и воздушное пространство над ним в пейзажах голландцев XIX в. насыщено водяными парами, светом, рефлексами и тенями. В одном случае (у Месдага) - это спокойное, тихое море, когда в зеркальной воде отражаются красавцы-парусники; в работе С. Вермера блестяще передано типичное для Голландии состояние неба, всегда покрытого тучами, и бурных вод, омывающих голландские берега.
ц. зЙЫБТ. зБЧБОШ.        Французская марина "Гавань" 1864 г. Ж. Гишара) - типичный образец живописи академического направления. Сложная по композиции, она написана романтически, театрально приподнято, необычайно тонко, тщательно, с сильными эффектами освещения.         *        *         Второй крупный раздел выставки - произведения отечественных мастеров пейзажного жанра XIX - XX вв.
        На 2-ю пол. XIX в. приходится расцвет реалистического пейзажа в России (основы которого были заложены еще в творчестве А.Г. Венецианова и А.А. Иванова), тесно связанный с деятельностью передвижников. Преодолевая искусственность и театрализованность академического пейзажа, русские художники обращаются к родной природе.
        Период позднего передвижничества в этом жанре представляет произведение известного мастера Сергея Арсеньевича Виноградова (учившегося в МУЖВЗ у Е. Сорокина и В. Поленова). С.А. Виноградов участвовал в передвижных выставках, был одним из основателей Союза русских художников. Экспонируемая на выставке его работа "Курск-город" - один из многочисленных созданных художником жанровых пейзажей на темы крестьянской жизни, выполненных с высоким мастером типизации, в пленэрной манере.
у. чПТПЫЙМПЧ. пИПФБ.        Позднеромантические влияния проявляются в пейзаже Р.Г. Судковского "Охота на уток", где видно пристрастие к эффектам освещения и декоративной трактовке картинной плоскости. Мотив охоты - главный и в парных зимних пейзажах кон. XIX в. С. Ворошилова, , написанных в лучших передвижнических традициях: с точной передачей состояния природы, световоздушной среды с помощью светлой палитры, с повествовательностью и любовью к деталям.
б. н. чБУОЕГПЧ. уФБТЩК уЕТРХИПЧ.        Период 1910-1930 -х гг. в отечественной пейзажной живописи раскрывают в экспозиции произведения ряда известных мастеров: Бялыницкого-Бируля В.К., развивавшего традиции русского лирического пейзажа; А.М. Васнецова, создававшего большое число архитектурных видов древних городов, где археологическая точность сочетается с большой поэтичностью; И. Э. Грабаря, для пейзажного творчества которого было характерно использование живописных методов импрессионизма, соединение лирических интонаций с повышенной звучностью, мажорностью звучания цвета и света.
у.ч. зЕТБУЙНПЧ. тЙНУЛЙК ЖПТХН.        В этом разделе выставки можно увидеть работу основоположника советского индустриального пейзажа Б.Н. Яковлева ("Баку - на промыслах") с характерными для этого мастера широкой манерой письма и пастозной фактурой. Творчество живописца и графика И.И. Бродского, известного своими масштабными историко-революционными картинами, но плодотворно работавшего также и в области пейзажной и портретной живописи, представляет небольшой, почти монохромный по колориту, зимний этюд. "Римский форум" С.В. Герасимова демонстрирует лучшие качества живописной манеры этого корифея советского искусства: блестящее мастерство в передаче световоздушной среды, свежесть и мажорность колористического решения, тонкое ощущение жизни природы.
        Произведения отечественных мастеров 60-90-х гг. дают разнообразные вариации образного содержания пейзажного жанра и живописно-пластических качеств его воплощения: от импрессионистического по мотиву и приемам письма этюда М. Глускина, метафоричных и экспрессивно-декоративных картин А.С. Слепышева, монументально-обобщенной по композиционному и колористическому решению работы Г. Мызникова, до лирического архитектурного пейзажа М. Абакумова и "цветной фантазии" Т. Александровой.
        В целом выставка картин из Серпуховского музея позволяет проследить традиции пейзажного искусства за четыре столетия его развития, многообразие типов пейзажа, школ и направлений, сложившихся в этом жанре.

Старый архив     Новый архив